"Народ мой" №1 (317) 15.01.2004

Путешествия еврейского фотографа

     Михаил Хейфец родился в семье военно-морского врача во Владивостоке в 1952 году. Детство и юность провел на Украине, где продолжал свою службу отец. В Ивано-Франковске окончил школу, поступил в институт нефти и газа. Увлекшись фотографией, в студенческие годы активно участвовал в республиканских, краевых и всесоюзных фотовыставках, неоднократно получая дипломы и награды. С 1973 по 1975 год возглавлял городской фото-клуб города Ивано-Франковска. После окончания института в 1975 году в течение пяти лет пытался совместить работу фотографа и инженера. Но любимое дело перетянуло, и в 1980 году он приходит на работу в документальное кино. За четыре года Михаил проходит своеобразную школу жизни, окончательно определяет круг своих интересов, снимает более 100 фильмов и еще большее количество сюжетов.
     В 1984 году Хейфец переезжает в Ленинград. Работая в Петербургском еврейском университете, он принимает участие во всех этнографических экспедициях, снимая как этнографические объекты, так и жизнь еврейских местечек. В составе этих экспедиций он объезжает Среднюю Азию, Кавказ, Прибалтику и Украину.
     Материал, накопленный за время поездок, был представлен на Европейском фотоконкурсе “Дети планеты”, проходившем в Польше в 1990 году. Его работа получила диплом и вошла в каталог конкурса. Диплом и призовое место получила и его серия “Евреи диаспоры”, участвовавшая в Иерусалимской выставке в 1989-1990 годах. Российский Этнографический музей три раза проводил выставки, в которых принимали участие работы М. Хейфеца, одна из которых “Еврейские местечки” (1996) экспонировалась в 1996 году в США.
     Михаил Хейфец удачно сочетает активные занятия спортом с фотографией. Будучи одним из организаторов и участников велопробега “Санкт-Петербург–Иерусалим” (1992), он преодолел расстояние более 2000 километров, побывал в разных странах Европы, и вернулся из путешествия с богатейшим фотографическим материалом, часть которого была представлена на выставке в С.-Петербурге “Иерусалим 3000” (1996).

Склад стеклотары.
Ошмяны, 1991 г.
В еврейском квартале.
Бухара, 1992 г.
Часовщик.
Томашполь, 1993 г.

     Прошедшая в декабре 2003–январе 2004 года в Доме журналиста С.-Петербурга персональная выставка Михаила Хейфеца также была посвящена главной теме его творчества – теме путешествия. Экспозиция была составлена из блоков работ – зарисовок, выполненных на Украине, в Средней Азии и Закавказье, Антверпене, Израиле и Санкт-Петербурге. И это не просто хроника жизни еврейских общин, бесстрастные кадры фоторепортера. Это поистине романтические зарисовки, выполненные в разных уголках мира: потрясающие пейзажи (Дорога через ручей. Каменец-Подольский. 1997), удивительные рукотворные орнаменты (Мацева. Броды. 1998), бытовые зарисовки, ставшие фирменным знаком художника (Часовщик. Томашполь. 1993; В еврейском квартале. Бухара. 1992) и впервые представленные на суд зрителя (В общинном центре Санкт-Петербурга. 2002; Антверпен, 2003), а также удивительные по своей выразительности портреты (В ожидании пасхального седера. Санкт-Петербург. 2002; День Катастрофы. Санкт-Петербург. 2002).
     У каждого художника есть свой, совершенно особый почерк, стиль, то, что делает его работы узнаваемыми из миллиона похожих. Для Михаила Хейфеца это уникальное умение запечатлеть момент уходящей истории. И дело тут не в выбранной тематике, хотя многое, что живо на фотографиях художника, либо изменилось до неузнаваемости, либо перестало существовать вовсе. И нельзя упрекнуть мастера в бесконечных поисках былого, и хотя он не остается равнодушным у развалин синагог и поруганных погостов и создает прекрасные, психологически тяжелые, работы: “Склад стеклотары. Ошмяны”,1991, “Деревня Золотой поток. Предгорье Карпат”, 2001, его творчество не представляет собой бесконечный плач по утраченному. С его фотографий смотрят люди, живущие в далеких от комфорта условиях, зачастую вынужденные почти каждый день делать выбор: уехать или остаться, но их лица исполнены чувства собственного достоинства и надежды. Надежды, связанной с возрождением интереса к истории и культуре еврейского народа, открытием синагог, еврейских школ, газет, культурных и благотворительных обществ, в конечном итоге, возрождением еврейской жизни.

Деревня Золотой поток.
Предгорье Карпат, 2001 г.
В ожидании пасхального седера.
Санкт-Петербург, 2002 г.
Антверпен, 2003 г.

     Именно миру современных еврейских общин Украины, Молдавии, Румынии, Средней Азии, Закавказья и С.-Петербурга посвящен выпущенный к выставке Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга альбом фотографий Михаила Хейфеца “Путешествия еврейского фотографа”. Двуязычное издание, включающее пятьдесят семь черно-белых фотографий, снабженное картами воображаемых маршрутов, вновь и вновь возвращает зрителя к ключевым моментам еврейской жизни рубежа XX-XXI веков.
     Одной из страниц творческой биографии М.Хейфеца является активное сотрудническтво с газетой "Ами", длящееся уже почти десять лет. Будучи фотокорреспондентом, он зачастую приносит фотографии с небольшим, но емким, обычно очень интересным, текстом, рассказывающим о что-то неизвестное о сюжете фотографии, изображенных людях, крупицы чьих-то биографий. Это замечательные крохотные новеллы, свидетельствующие о незаурядном литературном даре их автора. Поистине, талантливый человек талантлив во всем, за что бы ни взялся. Михаил Хейфец – прекрасная иллюстрация этого.
     Однако предоставим слово самому Михаилу:
     "В начале 80-х годов в составе киносъемочной группы Укркинохроники я исколесил Украину, особенно ее западную часть, вдоль и поперек. Мы снимали сюжеты для киножурналов “Новости дня” и заказные политические фильмы о массовых злодеяниях немцев и местных полицаев над мирными советскими гражданами. Власти почему-то очень стеснялись произносить слово “еврей” и даже на памятниках погибшим от рук фашистов старались обходиться без этого ругательного слова. И заменяли его на более благозвучное “мирный советский гражданин”. Но все становилось на свои места, когда иногда во время съемок к нам подходили те немногие из
Дорога через ручей.
Каменец-Подольский, 1997 г.

оставшихся в живых мирных советских граждан и, пристально посмотрев на меня, шепотом спрашивали меня: “Аид?”, – и, получив утвердительный ответ, приглашали на чашку чая. Истории, которые доводилось выслушивать, были драматичны и трагичны. Жалею, что не записывал их и не фотографировал этих людей. Они водили меня по узким улочкам, показывали дома, в которых до войны жили евреи, показывали здания, бывшие когда-то синагогами. Не думал тогда, что пройдет не так много времени и уже в составе экспедиций Петербургского еврейского университета и Центра искусств при Иерусалимском университете я вновь приеду в те же места и буду записывать, фотографировать, изучать – но только людей, которые водили меня по улочкам, уже не встречу...
     Мне повезло – в Питере судьба свела меня с дорогими и близкими мне по духу людьми, увлеченными одной страстью – узнать как можно больше об истории своего народа, его культуре, языке, традициях. Вместе с ними по крупице мы собираем материалы в немногих оставшихся островах и оазисах еврейской жизни на Украине и в Беларуси, на Кавказе и Средней Азии, Прибалтике и Молдове, по мере сил принимаем участие в возрождении жизни еврейской общины Санкт-Петербурга.
     Некоторым итогом всего этого стало издание альбома – в полной мере коллективного труда единомышленников. Мне хочется выразить благодарность и Александру Френкелю – директору Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга, и Наталье Завьяловой – искусствоведу, и Игорю Ивановичу Бонакову, возглавляющему издательскую группу, и дизайнерам, и всем моим друзьям, делившим со мной хлеб в путешествиях и экспедициях. За их поддержку и помощь – громадное спасибо”.

Н.З.
Сайт создан в системе uCoz