"Народ мой" №3 (319) 16.02.2004

Отрывок
из нобелевской автобиографии

      Как еврей, я не могу и здесь не остановиться на “еврейском вопросе”, хотя так мне и не вполне ясно, почему этот совсем небольшой, многострадальный народ оказался в фокусе мировой политики. Для понимания дальнейшего должен сделать несколько замечаний. Евреи сохранились как нация, не ассимилировались, как принято считать, в силу приверженности иудаизму, тому, что считали себя избранной нацией. Я атеист и интернационалист, т. е. не считаю никакой народ “избранным”, в частности, не считаю, что евреи лучше, скажем, арабов. Еврейского языка (ни иврита, ни языка идиш) я не знаю; кстати, жалею об этом, но нет у меня способностей к языкам, а мой родной язык русский. Казалось бы, я должен был ассимилироваться. Но это совершенно не так, я даже помыслить никогда не мог и не могу об отречении от своего народа. Каковы причины? Сам хорошо не знаю и не понимаю. Конечно, существенны семейные корни, некоторые еврейские традиции в семье были. Не менее существенен антисемитизм. Хотя я непосредственно от него особенно не пострадал, но “жидом” и меня называли. Я уже не говорю о временах, когда после войны у нас расцвел государственный антисемитизм.
     Так или иначе, в силу всех этих и, возможно, каких-то других мне непонятных причин (а вдруг дело в генах, их роль до конца еще не ясна), я являюсь, так сказать, носителем еврейского национального чувства. Это отнюдь не национализм, ибо под национализмом я понимаю мнение или о превосходстве “своей” нации, или, по крайней мере, стремление оправдывать и защищать “своих”. Категорически отрицаю наличие такиx чувств. Напротив, самым ярким проявлением у меня еврейского национального чувства являются стыд и негодование, когда я сталкиваюсь с евреем-негодяем и вообще oтpuцательной личностью. Одновременно меня радует, если достойный человек является евреем. Так, я очень рад, что Эйнштейн был евреем, да и немало других выдающихся людей. Не вижу в этих чувствах ничего постыдного. Стыдно устраивать “своего” за чужой счет, стыдно прощать “своего” мерзавца. А гордиться “своим” хорошим человеком мне не стыдно.
     Вместе с тем объяснить и как следует понять эти свои чувства не могу. Но это уже другой вопрос. Кстати, чтобы избежать подозрений в неискренности, позволю себе заметить, что моя первая жена и вторая жена — русские. Муж дочери — еврей. Муж внучки — русский. Проблемы здесь не вижу, такова жизнь.
     Я разразился вышеизложенным частично для того, чтобы пояснить, почему интересуюсь Израилем и его судьбой. Очень рад, что существует это государство, где наконец-то евреи не являются меньшинством, часто гонимым и униженным. Вместе с тем, многое мне там не нравится. Не в порядке важности, но не могу не отметить клерикализм. Синагоги в истории евреев играли роль не только молитвенных домов, но и центров общины. Поэтому можно в Израиле понять какую-то государственную поддержку религии. Но все хорошо в меру. Не вижу оправдания отсутствию, во всяком случае, в ряде мест, общественного транспорта по субботам, да и ряду других и, иногда, более важных ограничений или следствий религиозного характера. Тем самым атеисты дискриминированы. Еще важнее отсутствие всякого единства в стране, наличие очень большого количества злоупотреблений преимуществами демократии... Поэтому, как я считаю, само существование Государства Израиль находится под угрозой, а его ликвидация была бы новой катастрофой типа Холокоста.
     Пишу об этом здесь, хотя и сознаю, что, быть может, это неуместно, ибо возмущен поддержкой Арафата и его банды со стороны антисемитских и одновременно “прогрессивных” и “левацких” сил Запада. И дело здесь вовсе не в моей якобы антиарабской позиции. Сталин и Гитлер, решили бы палестинскую проблему за 48 часов. Уничтожили бы или Израиль, или, что менее вероятно, Палестинскую автономию, депортировали бы неугодное население куда-нибудь подальше. В цивилизованном мире такое “решение”, конечно, недопустимо. Мое мнение состоит в том, что нужно и можно иметь два совершенно изолированных государства. Все знающие уроки истории (например, историю “дружбы” католиков и протестантов в Северной Ирландии) или видевшие по телевидению пляшущие толпы палестинцев всех возрастов при показе по тому же телевидению терактов 11 сентября, унесших жизнь тысяч невинных людей, не могут питать никаких иллюзий насчет дружбы и любви между палестинцами и израильтянами.
     Точнее, допускать в обозримом будущем такую возможность (или делать вид, что они ее допускают) могут только совершенно безмозглые банкроты, добившиеся в свое время пресловутых соглашений в Осло. Поэтому убежден в невозможности в настоящее время подлинно дружественного сосуществования Израиля и государства Палестина. Выход, на мой взгляд, один — полная изоляция этих государств друг от друга. Это невозможно при сохранении большинства изpaильскиx “поселений” на палестинской территории. Их нужно убрать, и это не вопрос права. Один израильтянин говорил мне, что земля под “поселениями” не была аннексирована, а была куплена. Тем лучше, но из этого лишь следует, что можно пытаться “разменять” поселения на землю арабов, живущих в Израиле. Эти израильтяне-арабы — единственное подлинное препятствие к полному разделению двух государств. Но и оно не является решающим. Нужна, конечно, и непроницаемая “стена”, разделяющая два государства. Совершенно недопустимо использование палестинских рабочих на территории Израиля.
     Такое использование, как приходилось слышать, мотивируется гуманистическими соображениями, якобы заботой о бедных арабах. На самом деле, как я думаю, многие израильтяне не хотят делать “черную” работу, а своя рабcила, несмотря на безработицу, дороже или недоступна. Палестинцы же, работающие в Израиле, не могут не ненавидеть своих богатых хозяев, и это источник дополнительного антагонизма. История ввоза черных рабов в Америку могла бы чему-то научить. А о палестинцах должны позаботиться их собратья в богатых арабских странах.
     Вопрос же о Голанских высотах представляется мне совершенно надуманным. Я сам там был и видел развалины большой древней синагоги. Почему же это “исконная сирийская земля”? Сирия нападала на Израиль, была разгромлена и потеряла Голанские высоты. Сирийского населения на этой территории сейчас нет, ее потеря — плата Сирии за агрессию. Почему те, кого такое положение возмущает, не требуют возвращения Германии Кенигсберга и окрестностей, переименованных в Калининград и Калининградскую область? Таков результат нападения Германии на СССР, и никто, в том числе и немцы, не собирается его пересматривать.
     Меня, между прочим, возмущает, что части Восточной Пруссии и Кенигсбергу присвоено имя Калинина, этого ничтожества, лизавшего сапоги Сталину, сославшему в концентрационный лагерь ни в чем не повинную жену того же Калинина.
     Я реалист и уверен, что вышеизложенный “план Гинзбурга” осуществлен не будет и только вызовет злобу и насмешки псевдодемократов и “миротворцев”. Что же, это их дело, мне же хотелось высказать свое мнение, пользуясь свободой слова.

Виталий ГИНЗБУРГ
Сайт создан в системе uCoz