"Народ мой" №4 (320) 29.02.2004

Love is real…
ТРОП(АМИ) ГИЛЕЛЯ
Global Jewish Student Leadership

     В конце декабря, буквально под бой курантов в Израиле состоялся Международный студенческий саммит лидеров еврейских общин. Туда съехались более 1000 студентов из Европы, Северной и Южной Америки, Канады, Австралии, России, Украины и других стран СНГ. В саммите приняли участие многие организации: Еврейское агентство (Сохнут), ICC (Israel Campus Coalition), WUJS (World Union of Jewish Students ) и, конечно, Гилель.
     Саммит продлился три дня с 29 по 31 декабря. Студенты встречались по организациям, обсуждая внутренние проблемы и достижения. Были организованы блоки по интересам (культура, политика, дипломатия, религия, экономика, социология, экология…), там лидеры своих общин делились опытом и новаторскими мыслями. Хотя все переговоры велись на английском языке (а для многих он неродной), никакой языковой барьер не сможет остановить еврея доказать свою точку зрения.
     Было произнесено много красивых речей лидерами общин, бурлили споры и высказывались прогрессивные идеи на занятиях. Результаты этой встречи, надеюсь, мы скоро увидим.

Новый год в Израиле

     До этого я никогда не был в Израиле зимой и даже не чаял, что смогу встретить там Новый Нееврейский Год. Мне казалось, что там это должно быть как-то по особенному. По особенному и получались, но совсем в другом роде. Но обо всем по порядку... В ночь с 31 декабря на 1 января мы были в Иерусалиме. Последний день уходящего года совпал с последним днем Саммита. Поэтому весь день проходил в торжественной дружеской атмосфере выступали министр по делам диаспоры и Иерусалима г-н Щаранский и президент Израиля Моше Кацав. На новогоднюю ночь организаторами была запланирована платная дискотека. Для бедных гостей из СНГ выдавались желтые билетики для бесплатного прохода на вечеринку. Ряд предприимчивых деятелей умудрились продать свои билетики жаждущим прорваться на вечеринку гостям. Но россияне почти в полном составе почтили своим присутствием этот еврейский бал. Правда раскошелиться все равно пришлось на гардероб (сдача одежды оказалась платной услугой) и на бар. Сама дискотека была без особых изысков. Удручило отсутствие медленных композиций (может это не принято в Израиле?), что не позволило ближе познакомиться с очаровательными представительницами иноземных еврейских общин. Мы дружно подняли тосты за Новый год по питерскому времени, затем в едином порыве встретили праздник по местному времени. До конца танцевального марафона мы не выдержали, вернулись в гостиницу, где еще немного посидели. У украинской делегации сил оставалось намного больше, и они продолжали веселиться до ранних петухов. По словам очевидцев даже пускали где-то в гостинице искусственный снег, привезенный с Отчизны J .
     Согласитесь, что в целом ничего оригинального, и особых впечатлений от такой встречи не получишь. У меня даже возникло ощущение, что святой Иерусалим вообще не располагает сердце к такому празднику. В отличие от Хайфы и Тель-Авива, где в витринах магазинов можно увидеть Санта-Клаусов и наряженные елки, здесь, в Иерусалиме, никакой атрибутики Нового Нееврейского Года нет и в помине. А может все дело в отсутствии снега? Право, не знаю.… А может так и должно быть.
     А утром мы все отправились в долгий путь на Север страны – в Хайфу, а далее на Голанский берег Кинерета. В автобусе было привычно тихо, как и в любой российской квартире утром 1-го января. С Новым Годом!

By the way…

     Российско-украинская делегация с представителями из Молдовы и Белоруссии разместились ветреным вечерком на веранде одного из коттеджей, веселясь и балагуря в ожидание Йоси Гольдмана. Йоси Гольдман является директором Гилеля СНГ со дня его основания. Приятный мужчина с хорошим чувством юмора, любитель рассказывать всевозможные байки.
     Наконец, он подошел, и мы дружно защебетали на английском языке, столь полюбившимся нам за последние дни. Инициативу в нашей беседе захватил Йоси, чему мы естественно не очень то сопротивлялись. Он нам поведал несколько забавных историй, случившихся с ним на постсоветских просторах. Особо было приятно слушать про нашу питерскую Алену Аренкову, ставшей человеком Чарли в ушедшем году (смотри выпуск “Ами” от 29 января). После исторических экскурсов Йоси плавно передал бразды правления нам, задав поистине всеобъемлющий вопрос: как вам здесь было и каковы ваши впечатления и мысли в этой связи. Уж не помню когда появилась сакраментальная фраза (by the way…): то ли Йоси Гольдман упомянул ее в одной из истории, то ли кто-то из нас ее обронил, отвечая на поставленный вопрос, но как бы там ни было, фраза “by the way, you are а Jew” (между прочем, ты еврей) стала лейтмотивом нашей беседы.
     Ребята стали наперебой рассказывать истории о том, как им здесь хорошо и как важно быть евреем вообще и быть лидером в плане еврейства для окружающих. Москва же была просто очаровательна. Представитель столицы, Ирина Мерзлых, была очаровательнее всех. Ее речь была, по сути, кульминацией нашей встречи. Она рассказала о своих впечатлениях от происходящего, о своих мыслях. И главное, поведала о том, как она впервые попала в еврейский лагерь. Ее записали родители, в связи с чем она недоуменно спросила: “а почему в еврейский?”. И тут блестящий ответ мамы: “между прочем, ты – еврейка!”
     Как странно, но ведь такая судьба у многих родившихся в Советском Союзе. В один прекрасный день мы случайно узнаем о своем происхождении. Причем этот случай с Ирой вполне достойный. Я знаю варианты, когда дети узнавали о своей национальности от “друзей” по школе, которые, поссорившись с ними, обзывали их “жидами”. Они бежали к родителям с криком полным ужаса и отчаяния: “мама, неужели я – еврейка?” Или когда детей крестили в раннем возрасте, а, повзрослев, они становились перед выбором: кто же они по национальности? Странно все это, если бы не было так реально…
     Именно над этим я задумался после той встречи на столь далеком и столь близком израильском берегу. Ну почему небольшой 13 миллионный народ стоит костью в горле у всех. Так много мнений на этот счет, но печальные страницы нашей истории упорно повторяются и повторяются. А мы продолжаем жить и переживать друг за друга в разных уголках планеты.

Гилель на Шаботоне

     После саммита все организации разъехались, кто домой, а кто-то решил продолжить общение. Весь Гилель отправился на Шабботон на озеро Кинерет в кибуц Эйн Гев. Надо отметить, что этот праздник не состоялся бы без спонсорской поддержки Jury and Michael Steinhardt, за что им отдельное спасибо.
     Обнявшись с Авраамом Инфельдом (директор всемирного Гилеля), одной большой еврейской семьей мы распевали любимые песни и радовались наступлению Шабата. Гилелевцам было предложено на выбор четыре вида Кабалата Шабата: консервативный, ортодоксальный, реформистский и медитация (особая форма создания праздничного настроения). Я, в свою очередь, решила попробовать что-нибудь новенькое, и пошла в реформистский блок. Шабат произвел на меня огромное впечатление. Я была просто в восторге от новых мелодий, задорного и вместе с тем достаточно традиционного ведения церемонии Шабата.
     Я сидела напротив двери, и в какой-то момент службы мимо прошли работники кибуца. Они по-дружески улыбнулись и пошли дальше по своим делам. Я поймала себя на мысли, что в их взглядах не было того непонимания и недоброго интереса, которые я периодически замечаю в глазах тетушек, работающих в пансионатах, где мы проводим семинары. Здесь в Израиле я почувствовала себя счастливой, потому что теперь есть место на Земле, где евреи могут почувствовать себя свободными, соблюдать многовековые традиции своего народа!

Немировский М., Покладова М.
Сайт создан в системе uCoz