"Народ мой" №6 (322) 31.03.2004

Победа Путина
оставила многих евреев безучастными,

однако некоторые стремятся быть ближе к Кремлю

     МОСКВА, 15 марта (JTA) – После легкой победы на президентских выборах и переизбрания на следующие четыре года российский президент Владимир Путин дал понять, что не обойдет своим вниманием проблему демократии, которая в России волнует многих, в том числе и евреев.
     В своем выступлении после объявления предварительных результатов голосования Путин пообещал укреплять демократические институты. “Мы не остановимся на достигнутом и будем укреплять многопартийную систему, гражданское общество, делать все, чтобы обеспечить свободу средств массовой информации”, – заявил Путин на ночной пресс-конференции.
     Очевидно, это был ответ президента критикам в России и за рубежом, которые называли президентскую избирательную кампанию недемократической и выражали обеспокоенность за демократическое будущее России. Путин получил поддержку 71 процента избирателей, не выдвинув внятной предвыборной платформы, не ведя практически никакой кампании и отказавшись от участия в теледебатах. И хотя в борьбе за президентский пост участвовали еще шесть кандидатов, Путин доминировал на государственных телеканалах, которые, по мнению многих, уделяли ему непропорционально большое внимание.
     В отсутствии достоверных социологических данных о том, кому отдали предпочтение евреи, эксперты сходятся во мнении, что российские евреи обычно в большей степени, чем среднестатистический российский избиратель, склонны голосовать за кандидатов-либералов. На этих выборах, когда переизбрание Путина казалось неизбежным, многие евреи высказывали намерение отдать свой голос за единственного либерального претендента – Ирину Хакамаду. В итоге Хакамада получила менее 4% голосов российских избирателей, однако в крупных городах, где живет большинство евреев, ее рейтинг в два раза превысил среднероссийский показатель.
     49-летняя Елена Гитлина, сотрудница одной из московских турфирм, тоже голосовала за Хакамаду, хотя не имела ни малейшей надежды на ее победу. “Я сделала это, чтобы показать, что Путину есть альтернатива, есть голос несогласия в хоре”, – сказала Гитлина после голосования.
     Кандидаты, показавшие результат лучший, чем у Хакамады, очевидно, получили поддержку совсем незначительного числа еврейских избирателей. Коммунист Николай Харитонов и экономист-патриот Сергей Глазьев из блока “Родина”, – за обеими этими партиями тянутся ксенофобские и антисемитские высказывания – вместе получили около 18% голосов россиян.
     Гитлина сказала, что она – единственная из шести взрослых членов ее семьи пошла голосовать. Остальные решили просто не участвовать в выборах, которые не предлагали избирателям никакой реальной альтернативы, сказала она.
     Не принимали участия в выборах и большинство еврейских лидеров, с которыми 14 марта связался корреспондент JTA. Многие сказали, что это был первый случай после падения коммунизма, когда они не пошли на выборы.
     В Израиле всего 6150 человек из около 100 тысяч живущих там российских граждан, имеющих право участвовать в выборах, воспользовались этим правом. Они опускали бюллетени на 11 участках, которые российское посольство открыло в разных частях еврейского государства. Израильские россияне в большинстве своем голосовали за Путина, отдав ему 67% голосов, хотя они могли и не быть свидетелями односторонней избирательной кампании, которую наблюдали другие россияне. Хакамада получила 25% голосов в Израиле, сообщило российское посольство в Тель-Авиве.
     Перед выборами организованная еврейская община в России старалась оставаться нейтральной. Однако один из главных раввинов страны Берл Лазар за три дня до выборов заявил, что на еврейских избирателях лежит религиозная обязанность пойти и проголосовать. “Участие в демократических выборах – это не только право человека, но прежде всего выполнение заповеди Б-жей”, – говорится в заявлении Лазара.
     В день выборов Лазар, у которого, как известно, хорошие личные отношения с Путиным, пригласил представителей СМИ на свой избирательный участок. “Результат выборов важен для евреев России, – сказал он после того, как опустил в избирательную урну свой бюллетень. – Голосование станет свидетельством того, что евреи, живущие в России, чувствуют себя здесь комфортно”.
     Другой влиятельный еврейский лидер сказал, что, хотя исход голосования нравится не всем российским евреям, они не должны особенно беспокоиться по поводу второй каденции Путина, во всяком случае до тех пор, пока не задуют ветры кардинальных политических перемен.
     “Евреи России больше тяготеют к либерализму западного типа, чем средний россиянин, – сказал Михаил Членов, генеральный секретарь Евро-Азиатского еврейского конгресса. – И тем не менее евреи готовы встроиться в вертикаль власти, выстроенную Путиным. Евреи больше всего боятся русского национализма как проявления государственной политики. Если во второй каденции Путина будет сохраняться общедемократическая, прозападная риторика, то у евреев нет особенных оснований для беспокойства”.
     Некоторые зарубежные еврейские деятели выразили надежду, что им удастся наладить более широкое партнерство с Путиным во время его второго президентского срока. Руководство Всемирного еврейского конгресса (ВЕК) собирается в ближайшее время встретиться с Путиным, чтобы обсудить с ним проблему антисемитизма. Изи Либлер, вице-президент этой организации, сказал, что такая встреча может состояться в Москве уже в следующем месяце. Либлер сказал, что задача ВЕКа – убедить российское правительство оказать поддержку резолюции ООН, осуждающей антисемитизм.
     Либлер, который находился в Москве в день выборов, считает, что путинская Россия потенциально может занять более позитивную позицию по вопросам, касающимся Израиля и антисемитизма, чем многие европейские страны.
     “Мы можем доказать, что, заняв лучшую позицию по Израилю и антисемитизму, Россия выиграет во многих важных для нее вопросах”, – сказал Либлер на встрече с небольшой группой московских еврейских лидеров.

Лев Кричевский
Сайт создан в системе uCoz