"Народ мой" №6(322) 31.03.2004 - "Некуда" №3 (56), март 2004

“Хай-тек”, “хенд-мэйд” и Дребездофон

     Мало кто об этом знает, но в Ленинградской области есть потрясающий, необычный музей. Музей, занимающийся коллекционированием современного художественного искусства. Он уникален не только для области. Такого музея нет и в Санкт-Петербурге. И расположен он в одном из самых уникальных городов – в Сосновом Бору, известном своей атомной электростанцией.
     В запасниках музея – крупнейшая коллекция работ отечественных художников второй половины ХХ столетия, особенно хорошо представлен питерский андеграунд 80–90-х годов. Десятки имён ушедших и уехавших от нас художников спасены, творчество этих художников проанализировано и сохранено сосновоборскими искусствоведами. В двух шагах от реактора – хранилище атомной творческой энергии “беззаботных 80-х”.
     Недавно в Сосновоборском художественном музее изобразительного искусства прошла выставка “20 лет молчания и звучания”. На ней были представлены музыкальные инструменты, изготовленные художниками и музыкантами питерского и сосновоборского андеграунда 80-90-х. Фонд Сороса помог провинциальному музею собрать, выставить и заставить звучать сотни самопальных инструментов, каждый из которых – единственный и неповторимый.
     “Дребездофон”, “Самозвучащий рубаб”, “Сапрацуна”, “Киссын-фандыр”, “Эльтара”, “Банкодан” – вот только неполный перечень странных инструментов, одни из которых помогают композиторам обогащать музыкальные композиции своим неповторимым голосом, а другие скорее являются материализацией мечты художника о фантастических сооружениях, на которых ангелам бы играть или инопланетянам. “Хай-тек” и “хэнд-мэйд” сплелись на выставке в неразделимый клубок.
Владимир Пешков

     Январь был в Сосновом Бору месяцем звучащих перформансов. Владимир Пешков заменял собой целый оркестр сошедших с ума пожарников при помощи своего дребездокакофонического куба, увешанного десятком приспособлений для дудения и сопения из брандспойтов и сантехнических труб. Леонид Якубук извлекал нежнейшие сонные звуки из безымянного инструмента, сделанного из тыквы, Владимир Антонинов бил палочками по банкодану, выполненному в стиле эклектического модерна. Инструменты Андрея Кузнецова скромно молчали, изумляя своей незвучащей, но явно таящей скрытую музыку красотой.
     Впервые перед мирными атомщиками зазвучало то, что молчало лет 10-20 в мастерских и квартирах. Впрочем, большинство из представленных музыкальных клонов всё же не молчало и раньше. Всё, что выплеснулось на днях перформансов, звучало у мастеров в душе. Есть надежда, что странные звуки затронут креативные струны сердец у новых поколений, побудят их к творчеству.

Лена Крейцер
Сайт создан в системе uCoz