"Народ мой" №6(322) 31.03.2004 - "Некуда" №3 (56), март 2004

Памятник Неизвестному Вождю

     “Памятник Неизвестному Вождю” (Denkmal dem Unbekannten Fьhrer) – это не шутка, не политическая позиция, это – творческая концепция австрийского скульптора Кристиана Франка, которой трудолюбивый венский камнетёс неустанно следует на протяжении последнего десятилетия.
     Всё началось с распада СССР и объединения двух Германий. Для левацки настроенной западной интеллигенции это был полный крах идеалов. Один за другим безвозвратно уходили или умирали одиозные вожди коммунистического мира, обещавшие светлое будущее, которое так и не наступило. Статуи и бюсты Ленина, Тито, Чаушеску и прочих отцов времён и народов безвозвратно исчезали из парков и площадей бывших стран социалистического лагеря. Умирали вожди, умирали боги, оставляя после себя пугающую, сосущую пустоту.
     Кристиан Франк никогда в жизни не был марксистом, но крушение социализма он переживал болезненно. Из наступившей депрессии его вывела неожиданная идея, посетившая его однажды в поезде во время поездки по северной Польше.
     “Если повсюду принято ставить памятники Неизвестным Солдатам, то, почему бы, не попробовать – поставить памятники Неизвестным Вождям?” – подумал он. – “Но, какой должен быть он – Неизвестный Вождь?” Кристиан крепко задумался. Он думал несколько месяцев, покуда его не осенило.
     Это случилось в начале 90-х. И с тех пор, не покладая рук, австрийский скульптор непрерывно трудится над созданием данного образа. Его гранитные фигуры, высеченные из белого мрамора и чёрного гранита похожи то ли на диковинных птиц, то ли на микроцефалов. Их высота колеблется от 25 сантиметров до 2 метров, они бывают сплющенными и вытянутыми, одиночными и двойными, устрашающими и смешными. Кристиан уверен, что он наконец-то нашёл свой собственный оригинальный стиль, своё, если можно так выразиться, “лицо”.
     Надо сказать, что скульптуры Франка пользуются завидной популярностью у частых коллекционеров. Ими украшают свои сады и дворики как бывшие нацистские офицеры и экс-коммунисты, так и просто любители элегантных каменных изделий современного зодчества. Их покупают музеи и фонды, но глубинная мечта скульптора и по сей день остаётся не реализованной до конца. Он считает, что его творения достойны лучшего, что они должны украсить площади и парки городов мира, прежде всего, бывшего Восточного блока.
     – Я хотел бы установить ряд памятников Неизвестному Вождю и в России. Например, в Санкт-Петербурге. Ведь так много постаментов теперь пустует и у меня есть, чем их занять! Это была бы неплохая замена! К этим памятникам можно будет возлагать даже цветы… – мечтательно заявляет Кристиан Франк, неторопливо расхаживая по двору своей виллы у подножия красивого монастыря Клостер Нойбург под Веной.
     – Кристиан? А откуда ты берёшь такие огромные камни? – спрашиваю я.
     – Камни я покупаю на кладбище. Это бывшие надгробия, которые монастырское начальство списывает за давностью лет и продаёт мне по дешёвке. Я же даю им новую жизнь. Я их оживляю. Нравится? Ты хотел бы, чтобы я установил пару таких памятников у вас в России?
     – Конечно, хотел бы, – киваю я, разглядывая причудливые творения пока ещё до конца не признанного гения, зловеще сверкающие своими полированными лбами в лучах заходящего солнца, и предаваясь сумбурным воспоминаниям о канувших в небытие грозных вождях куда-то навсегда ушедшей эпохи.

Владимир Зельдович-Купершмит
Вена-СПб.
Фото автора
Сайт создан в системе uCoz