"Народ мой" №9 (325) 17.05.2004

Реплика на статью
“Как уничтожают евреев в современной Германии”
(“Ами” № 5 (321) от 15 марта 2004 г.)

В редакцию газеты “Ами”

  Уважаемая редакция!

     Прочитав статью, не могу не выразить своё несогласие со многими содержащимися в ней положениями и фактами.
     Во-первых, в самом названии слово “уничтожают” следовало бы взять в кавычки, ведь речь идёт не о физическом (не дай Б-г!) уничтожении, а лишь о проблемах религиозной принадлежности. Не надо стращать читателей подобными заголовками на первой полосе.
     Во-вторых, прожив длительное время (с 1996 по 2003 год) в Германии, я не могу вспомнить ни об одном факте принудительного отторжения лиц еврейской национальности и, в частности, эмигрантов из стран СНГ от их религии и обращения их в христианство, хотя я жил в разных городах, больших и малых, где имеются еврейские общины и где таковые отсутствуют. Скорее наоборот. Но прежде следует сказать о том, какие евреи приезжают в Германию, какова их связь с иудейской религией и традициями. Как правило, эта связь у бывших советских граждан либо чисто формальная (по документу о рождении), либо очень слабая – раз-два в год вспомнить об одном из еврейских праздников и, может быть, посетить синагогу, если она есть в месте проживания. Более того, некоторые из иммигрантов по линии еврейского контингента приезжают в Германию уже будучи христианами той или иной субконфессии; особенно это заметно среди смешанных семей из западных областей бывшего СССР. Большинство же иммигрантов вообще не имеют понятия о еврейских традициях, религии и истории народа. Конечно, выбор религии – это дело личной совести каждого, и в Германии свобода совести существует не на словах, а на деле. Со своей стороны еврейские организации и общины Германии делают очень много для того, чтобы приобщить вновь прибывших к традиции и вере. Существуют курсы и семинары, школы по иудаизму как для детей и молодёжи, так и для лиц преклонного возраста, не получивших в своё время соответствующего образования в государстве с одной господствующей религией. В качестве примера могу назвать общины таких крупных городов, как Майнц, Дортмунд, Дюссельдорф, или маленьких, как Бад Кройцнах (земля Рейнланд-Пфальц) или Реклингхаузен (Северный Рейн-Вестфалия).
     Скажем, в Бад Кройцнахе 7 лет назад в общине состояло всего 30 человек, сейчас в ней около 200 членов. Полтора года назад была оборудована, освящена и открылась синагога. Нужно сказать, что еврейские общины, синагоги являются не только религиозными центрами, но и очагами еврейской культуры. При них существуют библиотеки, организованы еврейские хоровые и инструментальные ансамбли, театральные коллективы, проходят концерты еврейской музыки, встречи с писателями и артистами.
     Что же касается отношений с христианскими общинами и организациями, то я могу привести лишь положительные факты. Как католические, так и протестантские общины оказывают большую помощь еврейским общинам и отдельным иммигрантам, не ставя при этом никаких условий, касающихся их религиозных убеждений. (Слава Б-гу, не Средние века!) Христианские общины предоставляют помещения для различных культовых и культурных мероприятий еврейских общин, организуют языковые курсы и семинары с целью способствовать адаптации и интеграции (не ассимиляции!) евреев в немецкое общество.
     Особо следует сказать о так называемых христианско-иудейских обществах Германии (Christliche-judishe Gesellschaften). Их членами в региональных и местных организациях являются представители как христианских, так и еврейских общин. Они работают по единому плану, в котором большинство пунктов посвящено разным событиям и личностям еврейской (а не христианской!) истории и культуры, проводятся совместные богослужения в Дни памяти жертв Холокоста и др. Многие христиане интересуются еврейской культурой, фольклором, присутствуют на концертах еврейской клезмерской музыки и танцевальных выступлениях.
     Еврейским организациям, поддержанию еврейской традиции и культуры оказывают содействие, моральное и материальное, не только религиозные структуры, но и официальные инстанции. Так, к примеру, в 2003 году власти г. Гельзенкирхена (Северный Рейн-Вестфалия) организовали и провели Фестиваль клезмерской музыки, длившийся более 2 месяцев, в котором участвовали коллективы из более, чем 10 стран. Таких примеров можно привести много. Но достаточно сказанного.
     Я понимаю, для кого написана эта статья. Но каждый человек, каждый еврей сам решает, где, в какой стране ему жить, исходя из конкретных обстоятельств. Да, еврейское население Германии имеет много проблем. Но когда и где евреи жили без проблем?

С уважением, Ваш читатель Е. Моносов,
С.-Петербург
Сайт создан в системе uCoz