"Народ мой" №9 (325) 17.05.2004

День Иерусалима
Базар за рынок
 

     Иерусалимский базар Маханей Иегуда!.. Любите ли вы его так, как я люблю его, т.е. всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить базара больше всего на свете, кроме блага и истины?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно...
     На базаре тысячи глаз устремлены на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи грудей задыхаются от одного упоения. Тысячи Я сливаются в одно целое Я в гармоническом сознании беспредельного блаженства... О ступайте, ступайте на базар, живите и умрите в нем, если можете!..
     Лишь ничего не понимающие в жизни люди предпочитают мертвую стерильную тишину суперов. Но те, кто знает и любит жизнь, разумеется, идут на рынок. И вовсе не обязательно, чтобы что-то купить. Ведь рынок Маханей Иегуда в Иерусалиме — это постоянно действующий клуб, университет, театр. Здесь можно встретить знакомых, обменяться новостями, сыграть в игры разной степени азартности, окунуться непосредственно в поток жизни во всех ее проявлениях. Сотни продавцом особым гортанным голосом пытаются привлечь внимание к своему товару. Чтобы обрести такой голос, нужно годами заниматься у педагога по вокалу. Иначе ведь вы не сможете кричать непрерывно с 7 утра до 8 вечера. Причем у каждого продавца своя, зарегистрированная в комитете по авторским правам, мелодия, и слова на каждый вид товара.
     — Я рад, я рад, — орет продавец, пританцовывая за прилавком. Чему же он так рад? Тому, что цены снизились. Ведь на иврите ярад — опустился, снизился (не в смысле “как мы опустились”, а в смысле цены). Здесь все самое свежее, все привезено сегодня утром. По каждому из прилавков можно слагать отдельную поэму. Вот рыбный прилавок. В бассейне и на льду рыба, которая еще сегодня утром весело ныряла, строила далеко идущие планы, жизнь казалась ей прекрасной и удивительной, а океан — бесконечным.... И тут вдруг какая-то жуткая сеть и ты судорожно пытаешься выбраться из нее, и задыхаешься в жутком безводном пространстве и тебя куда-то тащат и тесный удушливый концлагерь бассейна и последний удар по голове деревянным молотком ...
     Здесь — карпы из киббуцных прудов, лосось норвежский и канадский (русского нет почему-то), форель из ручьев Галилеи, ну а о морской рыбе и говорить нечего — веретенообразная аспирена, бакала, вардит, гитаран — морской скат, гамамит, дусмар дионон, дакар александрони, рыба-дракон, еблан (!) полосатый (омбрина), морской черт ицтагнон — не устали еще? — кефаль, лаврак пятнистый, макрель, красная мулит (хороша с розмарином), мусар королевский, — наберитесь терпения — муриган, мурена ядовитая (кто из нас в определенный период жизни не брызжет ядом?), минон, ницран, морской окунь, облядь (!) чернохвостая, охам колючий, офон с золотыми полосками, офирит, — ну что я могу сделать? — пеламида, солит (вид камбалы) сикан мраморный, силго, сапарус полосатый, скумбран, саргус пятнистый, саргус полосатый, сардус с колечками, сардина атлантическая, сериол атлантический, ставрида ... это ж мы еще половину алфавита не прошли. А ведь у каждого из этих божьих созданий есть еще народное ивритское название, поварское-ресторанное (скажем, рыба св. Петра), научное латинское, английское, итальянское, греческое, турецкое... И все это ежедневно плавает, ловится, продается и поедается народом Израиля. А в море его от этого не убавляется...
     Большой упитанный карп стоит 10 шек. кило, а минимальная зарплата в стране — 18 шек. в час. Из чего понятно, что нищенство в нашей стране — это профессия, а не образ жизни. При таких ценах не то, что с голоду умереть — проголодаться не получится. Впрочем, благотворительные столовые (на иврите — тамхуй, хотя еда там вполне приличная) в Иерусалиме на каждом шагу, а еда там такая же, как и в ресторанчике напротив за 59 шек.
     Ни в чем так не проявляется разница в ментальности между советским и израильским народом, как в приготовлении рыбы.
     Почти любую рыбу в ресторанах и домах Израиля готовят одинаково — суют ее в гриль целиком, не чистя, сделав пару диагональных разрезов для сохранения формы. Шкурка и внутренности вынимаются уже едоками. Заметьте, что рыбу, приготовленную таким образом, одному есть западло — нужна компания.
     В России исторически сложился принципиально иной способ жарки рыбы — разрезать на порционные куски, панировать яйцом\мукой, кляром, и жарить на растительном. Мороженое филе другим способом и не приготовишь, разве что любую рыбу можно до приготовления немного замариновать любой кислой средой — годится уксус, лимонный сок, соевый соус, сухое вино, причем можно брать для маринада самое дешевое. Травки в маринад добавляются в меру умственного развития рыбы и хозяина.
     Рыба ищет где глубже, а человек — где дешевле. Морская рыба в Израиле довольно дорогая — в 4 раза дороже курицы. На базаре рыба свежая — на льду, в лавках и суперах — замороженная, причем на базаре еще и дешевле. Но главное — это, разумеется, божественная сельдь матиас. Каждый раз когда я вкушаю этот дар Б-жий, мне приходит мысль о величии Г-спода. Ведь каждому понятно, что это чудо природы никак не могло создаться случайным сочетанием молекул, для создания Этого нужна целенаправленная воля Высшей силы. Стоит попробовать лишь маленький кусочек, и вам сразу станет ясно — человек — это лишь промежуточный этап для создания Венца творения в пряном маринаде.
     Я бы на месте Сохнута закупал матиас тоннами и отправлял бы в Россию, тогда у тамошних евреев исчезли бы всякие сомнения — надо ли ехать? Государство, где делают такую селедку, победит любых врагов и решит любые проблемы!

     Да разве только рыба! 12 лет я прихожу на рынок отдохнуть и развеяться, порой дважды в день, и каждый раз вижу какие-то новые, только что выведенные сорта овощей и фруктов. Названий этих штук нет ни в одном словаре, что с ними делать, никто не знает, тем не менее, по-видимому, кто-то все это покупает.
     Владельцы овощных лавок к вечеру опустошают весь наличный запас нераспроданного товара в ближайший мусорник — завтра новый товар привезут. Sapienti, как говорится, sat, благодаря чему я имею возможность регулярно знакомиться с новейшими достижениями израильских мичуринцев:
Вот, скажем, пища миллионеров — свекольная ботва, упакованная в красивую коробку с длинной таблицей содержащихся в этом на диво полезном и по-видимому, съедобном продукте, витаминов и минералов и подробной инструкцией, как варить из этого a borshtsh и a shtshee. В отдельных коробочках живописно выложены лебеда, крапива, листья одуванчиков. Тоже с таблицами и инструкциями. Эти продукты, кстати, дороже говядины, но стоит отойти пару шагов — все это растет здесь же, на обочине. Но мы, что ли, ботву жрать сюда приехали? Нет уж, пойду лучше в русский магазин, возьму кусок сала, капусты квашеной, и бутылку “Горiлки з перцем” киевского разлива, тяпну с кем-нибудь по интернету он лайн за процветание родины любимой. Здесь же, на рынке, можно получить наглядный урок рыночной экономики. Вот мясной ряд, в нем пакет сосисок —– 16 шт. стоит 10 шекелей, а рядом — киоск с горячими сосисками, где одну точно такую же сосиску продают за 6 шекелей. Разница в 10 раз!
     Поддон яиц 30 шт. стоит 12 шекелей, а рядом в кафе яичница из двух яиц стоит 7 шек. Разница в 9 раз! Не знаю, какой вывод из этого сделал бы лауреат нобелевской премии по экономике Мильтон Фридман, но свой вывод из всего я сделал уже давно. Какой? Не скажу — обидитесь.
    Обман покупателей на рынке не в ходу. Вот буквально сегодня продавец вернул мне сотню, которая случайно попала внутрь сложенной 20 шекелевой купюры. А когда я, задумавшись над очередной нетленкой, забываю сдачу, мальчик от продавца гонится за мной до автобусной остановки, а то и до Рамота добегает (полчаса на автобусе). Кстати, мальчику этому в такое время вообще-то надо быть в школе, но разве рынок — это не школа жизни?
     Странное дело — на рынке все дешевле, чем в любом магазине, а я за 12 лет ни разу нигде не видел рекламы рынка. Впрочем, реклама рынка — это то же самое, что реклама типа “Дышите воздухом!”, “Пользуйтесь деньгами!” или “Питайтесь едой!”. А на самом рынке рекламы полно. Не могу отказать себе в удовольствии привести одну из них:
     “В государстве, где каждый норовит объегорить ближнего прямо у него на глазах, рекомендуется есть морковку”.
     Любителям шары и халявы (оба слова — ивритского происхождения) на рынке — раздолье. Пройдешь по рядам, пробуя маслины разных сортов, фрукты, овощи, пирожки, печенье — уже вроде как пообедал.
     Бомжи и нищие берут товар с прилавков открыто, хозяева им ничего не говорят, видимо, обычай такой. А во время демонстраций матчей всемирного чемпионата по футболу (у каждого прилавка, разумеется, телевизор с подведенным кабелем) товар с прилавков можно было уносить мешками.
На рынке есть свои сумасшедшие, воры, пророки: свой язык и фольклор, свои, приписанные к базару кошки.
     Постоянным покупателям продавец на рынке заменяет психотерапевта. Если продавец вас знает (то есть запомнил после двух–трех посещений) он будет считать вас своим —– будет предлагать лучший товар, давать скидки, а случись, что нет денег, — отпустит в долг. Записать? Ну что вы? Мы же свои люди! Принесете, когда будет. Вы уже взвесили, расплатились, а тут хозяин сует вам в мешок еще парочку отборных фруктов. Чтоб запомнили его, в следующий раз пришли к нему, а не к соседу. Каждый продавец, даже если вы купили у него один лимон, пожелает вам хорошего дня, в пятницу — хорошей субботы, а в воскресенье — хорошей недели.
     Мне остается лишь присоединиться к этим пожеланиям.

Марьян Беленький
Пер. с иврита автора
Фото Натальи Гдалевич
Сайт создан в системе uCoz