"Народ мой" №10 (326) 31.05.2004

Слово раввина
Шавуот — праздник дарования Торы

      На прошлой неделе мы отмечали Шавуот — праздник Дарования Торы, величайшее событие еврейской истории. Это случилось через 49 дней с момента выхода евреев из египетского рабства 6 числа месяца Сивана 2448 года после сотворения мира. За эти 7 недель они подготовились к получению от Б-га святой Торы физически и морально. Особенно тщательно они готовились к этому последние три дня, и когда это событие наступило, они уже были чисты душой и телом. Как утверждают наши мудрецы, тогда, 3316 лет назад, у подножия горы Синай стояли не только наши далекие предки, но и мы с вами, их потомки, также были тогда свидетелями Синайского Откровения. И все мы дали согласие “Исполнять и слушать”, и каждый из нас участвовал в заключении Завета между Б-гом и народом израильским. С тех пор и на протяжении всей истории с нами Тора — бесценное сокровище, защита и жизненное руководство, свод универсальных Б-жественных законов. И каждый год в праздник Шавуот мы заново берем на себя обязательство изучать Тору и выполнять ее предписания.
     Передавая Тору, Вс-вышний сказал: “Вот это есть Заповеди”, и каждый еврей это слышал. Десять Заповедей — это фундамент иудаизма. Первые из них, как всем известно, говорят об отношениях между человеком и Б-гом: ”Я, Г-сподь, Б-г твой...”, “Да не будет у тебя других Б-гов...” и т.д. Вторые же касаются отношений между людьми и очень просты: ”Не убивай”, “Не кради”... Казалось бы, между этими двумя группами Заповедей есть резкий контраст. С одной стороны, “Я, Г-сподь , Б-г твой...” — очевидно, что это наиважнейшая и основополагающая Заповедь евреям как избранному народу. И далее — совершенно, казалось бы, элементарные и неоспоримые запреты красть, прелюбодействовать, убивать, до которых люди, безусловно, могли додуматься и без помощи Вс-вышнего. Зачем же включены они в состав Десяти Заповедей?
     Ответ может быть таков: когда люди полагаются исключительно на свой разум и нравственное чувство, они могут принять любое решение. Новейшая история дает достаточно трагических примеров таких любых решений, и один из самых страшных — Холокост. Однако мы знаем, что когда Б-г представил моральные предписания в виде Заповедей, то этим сообщил им абсолютную высшую силу. И значит, Вс-вышний дает евреям понять, что даже когда они соблюдают заповеди житейски простые и объяснимые, все равно это — Заповеди, они выводят мораль за пределы частного дела каждого.
     Религия — это не некая придуманная система и не свод постановлений съезда или конгресса. То, что создано Вс-вышним, существует над миром и надо всем происходящим, это совершенно иной уровень. Когда человек это понимает, то нет для него разницы между “Я, Г-сподь, Б-г твой...” и “Не кради”, нет между ними контраста, но выполнение каждой Заповеди есть служение Вс-вышнему, и этим открываете вы дорогу Его благословениям.
     Когда в Израиле существовал Храм, евреи в Шавуот совершали паломничество в Иерусалим. Сегодня, когда Храм еще не восстановлен, мы не можем отпраздновать Шавуот так, как предписывается Торой. Главное для нас — это попытаться пережить Дарование Торы, ощутить его как великое событие нашей собственной жизни.
     В ночь праздника принято не спать, изучать Тору. Раньше существовал обычай начинать учить маленьких детей Торе именно в Шавуот. И для взрослых, никогда не учивших Тору, лучший способ отпраздновать Шавуот — приступить к ее изучению. Впрочем, это никогда не поздно, важно принять такое решение!
     Шалом!

Раввин
Менахем-Мендл Певзнер
Сайт создан в системе uCoz