"Народ мой" №11 (327) 17.06.2004

Новая книга, новая серия

    Как показывают социологические исследования, на вопрос «Что вы знаете о еврейском театре?», респонденты, как правило, ответить затрудняются, в лучшем случае вспоминают имя Соломона Михоэлса или, не будь рядом помянут, нынешний московский театр «Шалом». За исключением узкого круга специалистов российские евреи ничего не знают о «Мельпомене с еврейским лицом». Таким образом, скрытым остается целый пласт нашего национального культурного наследия — пласт, включающий немало ярких имен, творческих открытий, поисков, высочайших духовных достижений.

    Но, кажется, в последнее время интерес к истории еврейского театра растет, в разных городах издаются переводы пьес еврейских драматургов, исследования театроведов и историков, воспоминания актеров и режиссеров. В этом ряду — и только что вышедшая из печати монография Евгения Биневича «Еврейский театр в Петербурге».

    В кратком интервью для газеты «Ами» автор новой книги сказал: «Тема еврейского театра вообще и еврейского театра в Петербурге крайне широка. Я не настолько наивен, чтобы заявлять, что эта тема раскрыта мною всеобъемлюще. Не случайно подзаголовок книги подчеркнуто скромен — «Опыт исторического очерка». Тем не менее в работе над книгой я проанализировал русскую и русско-еврейскую прессу Петербурга, исследовал городские архивы. Это позволило дать читателю общее представление о том, что происходило в области еврейского театрального искусства в столице Российской Империи и в послереволюционном Петрограде/Ленинграде на протяжении более полувека, отразить такие действительно исторические для еврейской культуры события, как, например, петербургские гастроли труппы Гольдфадена в 1881–1882 годах или основание в 1919 году Камерного театра-студии Грановского, позже, уже в Москве, превратившегося в знаменитый ГОСЕТ. Я надеюсь, что книга вызовет интерес и среди любителей еврейской истории, и среди любителей истории Петербурга, будет полезна тем, кто пытается сегодня, в совсем других исторических условиях, возродить в нашем городе традиции еврейского театра».

    Богато иллюстрированная и прекрасно полиграфически исполненная книга была издана Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга под общей редакцией Александра Френкеля. Вот что он рассказал нам: «Этой книгой открывается новая издательская серия по еврейскому краеведению, которую мы назвали «Евреи Петербурга: страницы истории». Еврейское краеведение — очень популярный сегодня жанр еврейского книгоиздания на территории бывшего СССР. Еврейские краеведческие издания выходят как в больших городах с многочисленным еврейским населением, так и в малых городах, чьи еврейские общины сегодня насчитывают порой лишь 200–300 человек; как в городах на территории бывшей «черты оседлости», так и далеко за ее пределами, в населенных пунктах, где многочисленное еврейское население появилось лишь после Второй мировой войны. И это не случайно — еврейские краеведческие издания являются наглядным свидетельством роста национального самосознания постсоветского еврейства, поиска им исторической преемственности и аутентичности своей возродившейся общинной жизни. Разумеется, еврейская краеведческая работа активно ведется и в нашем городе. Учредив новую издательскую серию, мы бы хотели придать публикациям по истории прошлого петербургской общины определенную систематичность, вывести их на новый профессиональный уровень. Мы хотим, чтобы издательские продукты, презентующие нашу историю, занимали достойное место на книжном рынке культурной столицы России. Разумеется, у нас есть планы дальнейшего развития этой серии, но о них пока говорить рано. В то же время мы, естественно, открыты для сотрудничества со всеми заинтересованными лицами, для обсуждения самых разнообразных идей и предложений».

    Первые главы книги Евгения Биневича посвящены основоположникам еврейского театрального искусства в России, основателям первых еврейских театральных трупп: Аврааму Гольдфадену, Якову Спиваковскому, актерской семье Каминских. Затем автор прослеживает разнообразные попытки создания в нашем городе стационарного еврейского театра, особенно подробно рассказывая о Рудольфе Заславском, одном из наиболее талантливых и активных деятелей еврейского театра в Петрограде начала 1920-х годов. Но и его усилия оказались безуспешными. Вообще, заигрывания советской власти с еврейской культурой длились недолго. В 1933 году «одно из последних действовавших в городе еврейских учреждений — Еврейский дом просвещения им. Я. М. Свердлова — решило образовать свой театр рабочей молодежи». В начале 1938 года и этот последний еврейский театр, уже не профессиональный, а самодеятельный, был закрыт...

    Исследование Биневича широко документировано выдержками из критических рецензий на театральные постановки еврейских трупп. Если в царской России критика зачастую носила хотя и предвзятый, но содержательный характер, то в СССР уже к началу 1930-х годов критические пассажи порой выглядели цитатами из обвинительного приговора. Так, журнал «Рабочий и театр» в 1930 году не просто требовал «закрыть еврейский театр», но и «расследовать дело о допущении его (театра. – Л.А.) на ленинградские площадки с привлечением виновных к ответственности». Заканчивая свою монографию, автор пишет: «Причины, по которым в Петрограде-Ленинграде в довоенное время так и не было создано профессионального еврейского театра, требуют отдельного анализа». Очевидно, что работа Евгения Биневича должна стимулировать появление новых исследований по истории еврейского театра в России.

Лев Айзенштат
Сайт создан в системе uCoz