"Народ мой" №11 (327) 17.06.2004

Борьба за власть в общине привела к закрытию синагоги в Вильнюсе

    МОСКВА, 2 июня (JTA) – Литовские евреи сделали то, на что никогда не решались коммунисты: закрыли единственную синагогу в столице страны. Синагога в Вильнюсе, отметившая столетний юбилей в сентябре прошлого года, закрыта по решению председателя общины Симона Альперавичюса из-за разногласий по поводу того, кому быть главным раввином малочисленной литовской общины.

    Альперавичюс сказал корреспонденту JTA, что закрытие синагоги -- это временная мера, цель которой «показать, кто в синагоге хозяин». Закрытие вильнюсской синагоги делает Литву последним бастионом борьбы за контроль над еврейской жизнью в бывшем Советском Союзе – и за право представлять литовское еврейство на переговорах с правительством о реституции еврейской собственности.

    Борьба в Литве идет между теми, кто связан с движением Хабад-Любавич, и другими литовскими еврейскими деятелями. Сражения между сторонниками и противниками Хабада в России и в Украине уже успели стать привычным явлением еврейской жизни, принимая временами весьма неприятный для еврейских общин этих стран характер. И если инцидент, происшедший на прошлой неделе, можно рассматривать как некий показатель, то ситуация в Литве вполне начинает напоминать уже ставшую знакомой по другим странам бывшего СССР картину.

    В Литве с общим населением 3,5 миллиона человек живет от 5.000 до 8.000 евреев. Альперавичюс принял решение закрыть синагогу после того, как там в Шавуот завязалась потасовка между двумя группами молящихся, каждая из которых хотела, чтобы раввин противоборствующей группы был удален из синагоги. Богослужение было также прервано полицией, вызванной одним из участников столкновения. Члены общины говорят, что впервые со времен Холокоста их синагогу закрыли.

    «Еврейская община сочла, что физическая безопасность молящимся не гарантирована, и решила закрыть синагогу», -- говорится в заявлении Альперавичюса, опубликованном на этой неделе в местной еврейской газете. Альперавичюс поддерживает недавно назначенного главного раввина Литвы Хаима Бурштейна – 38-летнего ортодоксального раввина из Израиля и бывшего ленинградского отказника. Назначение Бурштейна было одобрено рядом международных еврейских структур, включая Конференцию европейских раввинов.

    Другая фигура, претендующая на пост главного раввина, -- Шолом Бер Крински, уроженец США, хабадный раввин, который был единственным постоянно проживающим в Литве раввином с 1994 года. Многие считают, что именно Крински создал сеть еврейских институтов в посткоммунистической Литве. Его назначение поддерживает главный ашкеназский раввин Израиля Йона Метцгер.

    Альперавичюс и его сторонники возражают против назначения Крински главным раввином, поскольку он принадлежит к хасидскому движению, тогда как Литва исторически является убежденным и твердым противником хасидизма. Крински же утверждает, что Альперавичюс просто хочет сохранить за собой власть.

    По словам Бурштейна, после инцидента в синагоге на Шавуот некоторые сторонники Крински пришли к его дому с требованием открыть синагогу. Завязалась драка, и, как говорит Бурштейн, его схватили за горло и нанесли легкую травму. Руководители общины из числа противников Крински подали жалобу в полицию.

    Свидетели, выступающие на стороне Крински, говорят, что они никогда не поднимали руки на Бурштейна. И в свою очередь обвинили людей Бурштейна в том, что они прибегли к физическому насилию и совершили, как выразилась одна из сторон, «духовный холокост» против еврейской общины. «Даже во времена коммунистов наша синагога оставалась открыта. Ее закрывали только нацисты!» -- говорится в анонимном электронном письме, разосланном сторонниками раввина Крински и подписанного «литовские евреи».

    Борьба за власть разразилась в Вильнюсе в прошлом году, когда возглавляемая Альперавичюсом еврейская община выдвинула Бурштейна на должность главного раввина Литвы. И сделано это было как раз в тот самый момент, когда Крински, много лет бывший раввином общины, предпринял усилия, чтобы стать официально признанным главным раввином. Ранее этот пост занимал раввин, живущий в Лондоне и лишь периодически наезжающий в Литву.

    Борьба за пост главного раввина также сказывается на ходе переговоров между международными еврейскими организациями и литовским правительством относительно реституции бывшей еврейской общинной собственности. Литва не приняла закона о реституции, который позволил бы небольшой еврейской общине страны вернуть себе десятки зданий, конфискованных у нее Советами при аннексии Литвы в 1940 году. Переговоры между Всемирной еврейской организацией по реституции (WJRO) и литовским правительством идут вот уже три года. На карту поставлены, по меньшей мере, 100 единиц собственности, которые безусловно могут быть реституированы, сказал источник JTA, близкий к процессу переговоров.

    Некоторые считают, что официальный пост главного раввина нужен Крински, чтобы Хабад смог получить часть собственности в ходе реституционного процесса, хотя до 1940 года он владел очень небольшой собственностью в Литве. Без поддержки Крински у Хабада очень мало шансов получить хоть какую-то собственность от литовского правительства, говорят противники раввина Крински.

    Со своей стороны, Хабад обвиняет Альперавичюса и Американский еврейский объединенный комитет по распределению (Джойнт) в выводе Крински из состава совета, участвующего в переговорах от имени литовского еврейства. Джойнт утверждает, что Крински никогда не входил в состав этого совета, и что в любом случае состав этого совета формируется Всемирной еврейской организацией по реституции.

    Крински утверждает, что скандал вокруг синагоги подогревается Джойнтом, который выплачивает Бурштейну зарплату. «Джойнт раскалывает общину, -- сказал Крински в телефонном интервью JTA. – Десять лет у нас царили мир и спокойствие, мы строили инфраструктуру еврейской жизни в Литве. Джойнт принес раскол в нашу общину».

    Чиновник Джойнта, ответственный за работу в Литве, эти обвинения отрицает. «Мы стоим за право каждой общины самой решать, кому быть их лидерами и раввинами», -- сказал Андрес Спокойный, директор Джойнта по балтийским и скандинавским странам, базирующийся в парижском офисе этой организации. Спокойный отрицает, что Джойнт выплачивает зарплату Бурштейну. «Мы очень обеспокоены тем, что война в общине разрушает еврейскую жизнь в Вильнюсе», -- сказал Спокойный.

    Все то время, пока синагога будет оставаться закрытой, богослужения будут проводиться в двух разных местах: в центре Хабада в Вильнюсе и в общинном центре, где находится офис Альперавичюса. Представитель Хабада также сообщил, что некоторые из прихожан молятся на улице перед запертой синагогой.

Лев Кричевский
Сайт создан в системе uCoz