"Народ мой" №12 (328) 30.06.2004 - "Некуда" №6 (59), июнь 2004

Матрица: революция оборачивается анекдотом

    Первая “Матрица” создавалась как увлекательный фильм, поражающий своими спецэффектами и сюжетом. “Матрица” была гениальна, потому что воплотила все увлечения, фобии, страхи и чаяния современного человека. Она уловила если не все, то уж наверняка большинство веяний времени. Она собрала темы XX века – и компьютерный ремейк афоризма "вся жизнь – игра", и увлечение восточными религиями, и боязнь бунта машин, и смутное ожидание мессии (тогда как-никак приближался рубеж Тысячелетий) – в одну точку и поставила эту точку над "i". А потом сценаристы подумали и решили поставить еще одну точку, а потом еще и еще одну. Вторая "Матрица" была неуместна и противоречива буквально во всем: это блокбастер и, одновременно, элитарное "кино не для всех", экшн с огромным количеством спецэффектов и детально разработанная философская система. Дело вот в чем: когда режиссер решил, что у "Матрицы" должно быть продолжение, он столкнулся с двумя проблемами – во-первых, эффекты лучше, чем в первой части фильма, сделать нельзя, следовательно, надо увеличить их продолжительность, во-вторых, чтобы было развитие сюжета, надо ввести в фильм дополнительные идеи, углубить мысль об иллюзорном, матричном существовании. И там, и тут режиссера ожидал провал.

    У философа Льва Шестова есть замечательный афоризм: "Большие глаза – красиво, но вот глаза размером с блюдце – это уже явное уродство". Применительно ко второй "Матрице" – динамика действия, эпизоды с погонями и драками – хорошо и захватывает, но когда это продолжается целый час, то возникают резонные мысли о невменяемости сценариста. Нельзя находиться в напряжении двадцать минут, полчаса, это просто нереально. Вместо того чтобы сидеть, затаив дыхание, человек оглушительно зевает.

    Относительно доктрины тоже следует констатировать провал. Да, сценаристы постарались, они сделали беседы героев столь же глубокомысленными, как текст "Критики чистого разума". Помните беседу Нео с Пифией? Так вот последняя, говоря о запрограммированности всех природных явлений, о том, что каждое существо следует заложенной в него программе, почти слово в слово повторяла Декарта и его ученика Спинозу. Г-сподь-Архитектор излагал Нео учение одной из школ каббалы, согласно которой мир, нас окружающий, – 18-й по счету. До него Б-гом было создано еще 17 миров, но каждый из них был слишком несовершенен и потому подлежал уничтожению. Программа, хранящая у себя Мастера ключей, рассказала Нео о причинно-следственной связи в духе раннего буддизма, агент Смит вкратце поведал главному герою учение Сартра о боязни бытия и свободы и так далее. Все это было бы замечательно, но, совместив философию с драками, мы получили удивительного кентавра.

    Он пытался угодить всем и никому не угождал. Что неудивительно. Представьте, как людям, пришедшим на концерт, скажем, Мэрилина Мэнсона, объявляют, что "по не зависящим от организаторов причинам" произошла замена и сейчас на сцене выступит симфонический оркестр и сыграет "Болеро" Равеля. То же и здесь. Нужно было оставить или философию, или побоища. А в "Перезагрузке" затянутые донельзя батальные сцены постоянно перемежаются философскими цитатами, которых зритель не видит и не понимает. Получилось публичное кино не для всех. Кино ни для кого. И не блокбастер – слишком много размышлений, и не глубокомысленное кино – для этого приходится забыть о динамике сцен. Но и это не главное. У "Матрицы" был еще один промах. Наиболее глобальный.

    С самого начала главная идея фильма была идеей религиозной. Нео – мессия, который должен спасти человечество. Он – личность, в одном ряду стоящая с Моисеем, Христом, Лао-цзы и Буддой. И у "Матрицы" были все шансы создать свою, новую религию. Тогда рядом с храмами, мечетями, синагогами и пагодами выросли бы железобетонные здания с тонированными стеклами. Вместо икон в новых церквах стояли бы мониторы с льющимися вниз зелеными цифрами, а жрецы в черных очках наставляли бы юных хакеров, как вскрыть сервер города машин. Если и не церковь с религией, то шансы сделать секту у "Матрицы" были. То есть, кажется, что были.


    Однако для любой Реальной религии нужен Реальный мессия, а не его образ в виде Киану Ривза. Нет, я не против того, чтобы Ривз был мессией, но для этого нужно, чтобы сюжет "Матрицы" произошел в действительности. А этого-то и нет. "Матрица" повествует о страшных истинах бытия, в тонкостях разрабатывает философию, однако ее откровения не более чем сказка. Поняв это, видишь, как Нео из спасителя превращается в клоуна, Тринити – в его ассистента, а город людей – в бумажную декорацию любительского театра. "Матрица" обещает Революцию, которая окажется анекдотом. Она играет в откровение – гениальная PR-акция с одновременным показом во всем свете. Получается философия в комиксах. Для серьезности не хватает только одного – Реального персонажа. Рассказывая про Наш мир, мир, который каждый из нас может прямо сейчас потрогать, "Матрица" выдумывает мессию, и все превращается в ложь и фарс. Гениально разработанная философия спотыкается и разбивается вдребезги. Да, я согласен, что мое тело служит батарейкой для машин. Я согласен, что мир – не более чем полное собрание сочинений Била Гейтса. Я согласен, что можно проснуться в более страшной, чем наша, реальности.

    Если бы "Матрица" на этом остановилась, то цены бы ей не было. Однако она попросила актера сыграть мессию. И все. Иллюзорный, ненастоящий мессия, в миссию которого не поверит даже клиент Кащенко, свел сюжет на нет. Не было бы мессии, которого нет в Настоящем мире, получился бы шедевр – первое изложение философии на языке Голливуда. Но, видимо, это невозможно. И мы имеем парадокс: популярное кино не для всех, религиозные откровения из уст актера, который через месяц снимется в комедии, философию в промежутках между погонями и полные залы непонимающих глаз. Кажется, уже достаточно проблем. Ан нет. У третьей "Матрицы" вдобавок к изложенным парадоксам прибавится еще один: как совместить пессимизм фильма с хэппи-эндом. И действительно – как? Максима Голливуда – "мир должен быть спасен". Спасен вопреки всему и вся. Чем закончилась "Перезагрузка"? Машины отказались от услуг строптивого Ноя, который предпочел человечеству свою возлюбленную. Город людей падет с минуты на минуту. Мессия утратил веру в себя. Расклонировавшаяся программа "агент Смит" обрела плоть и кровь. Но – нужно найти выход. И сценаристы нашли его. Правда, оплатили это слишком дорого: за бортом осталась вся серьезность замысла, вся концепция фильма.

    А напоследок хочется вспомнить гениальный афоризм с "Открытого радио": "Что наша жизнь? Игра. Замысел так себе, но вот графика обалденная". Впрочем, добавим о не состоявшейся еще "Революции": ее наверняка будет слишком много, а большие глаза, как мы помним, иногда ужасны.

Антон Нелихов,
www.probuem.ru
Сайт создан в системе uCoz