"Народ мой" №14 (330) 29.07.2004

«Enfant terrible» снова копает…

    Уж больше месяца прошло после моего последнего мониторинга нашей родной еврейской прессы. За это время не наблюдалось ни тихого ропота хвалы, ни криков озлобленья, в которых, как учил нас классик, только и следует ловить звуки одобренья. Народ, как говорил другой классик, безмолвствовал. Что ж, тогда, пожалуй, пришло время следующего, мониторинга, тем более что она, пресса родная, не устает продолжать радовать нас разнообразием открытий чудных.

    Вы будете смеяться, но продолжает свое победное шествие по страницам еврейских газет уже два раза упомянутое мной стихотворение В. Черепкова «Память». На сей раз им попотчевал своих читателей киевский «Еврейский обозреватель» номер 10 (с.10). Естественно, вместе с приправой из также упоминаемых мной примечаний к молитве «Шма» (Адо элогейну – Б-г милостив; Адонай яхад -- вместе с Б-гом). Приведено дословно и добуквенно. Представлено все это на суд читателей в поэтической рубрике «Третьи ворота», хотя, на мой взгляд, это вообще ни в какие ворота не лезет. А ведь рубаху на груди (своей) и пасть (чужую, любому) порррвем за возрррождение еврррейской духовности и, блин, идишкайта, а тут всего-то шесть слов, причем, как-никак, символ веры. Если честно, мне уже надоело язвить и ехидничать по этому поводу (скучно это, третий-то раз). То ли в редакции материал не читают, то ли читают, но считают читаемое приемлемым. Есть, правда, и третий вариант -- не читают, но считают. Какой вариант хуже -- сказать не берусь.

    В общем, и скучно, и грустно..., ну, дальше вы знаете.

    Следующий номер нашей программы – газета «Еврейские вести» номер 11-12 (июнь 2004г.). На странице 11 под рубрикой «Вести из Израиля» (материалы подготовил спецкор газеты прямо из Израиля Моше Шпицбург) расположились две достойные внимания заметки. Первая – «Двое живых из списков погибших». В ней рассказывается о встрече в Израиле, после 67 лет разлуки, брата и сестры, евреев из Польши, которые считали друг друга погибшими во время войны. Встреча эта произошла благодаря сотрудникам Яд ва-Шем в конце прошлого года, аккурат на Хануку. Многие еврейские газеты (которые пошустрее – в январском номере, которые не очень -- в февральском) опубликовали статьи, посвященные этой встрече. Была такая статья (большая, с фотографией) и в тех же «Еврейских вестях» (уж не помню, в январе или в феврале). Зачем в газете решили продублировать через почти полгода материал на ту же тему -- загадка. То ли у редакции склероз, то ли расчет на склероз у читателей. А то ли по фиг им это все. Вторая заметка достойна того, чтобы привести ее почти полностью (благодаря ей широкая заинтересованная общественность наконец-то узнает, почему Мадонна не приехала в Израиль).

    Привожу дословно (поскольку, что ни слово – то брильянт) и без комментариев. Заголовок: «Религиозная нетерпимость помешала Мадонне выступить в Израиле» «Известная поп-звезда Мадонна вычеркнула Израиль из своего гастрольного расписания. Официальный представитель певицы Лиз Розенберг заявила, что решение связано с обострением внутриполитической обстановки на Ближнем Востоке. Однако полагают, что отмена концертов в Израиле вызвана не только политическими причинами. Как известно, Мадонна проповедует религиозно-мистическое учение Каббала, к которому еврейские раввины относятся с большим презрением. И именно с миссионерской деятельностью Мадонны связаны опасения, что ее выступление вызовет протесты приверженцев ортодоксального иудаизма». Во как.

    И, наконец, лидер (как всегда) нашего хит-парада -- киевская газета «ВЕК».

    И, поскольку, как я уже писал выше, после моего последнего мониторинга прошло уже больше месяца, то мы можем рассмотреть несколько номеров славной газеты «ВЕК» и, следовательно, получить в несколько раз больше удовольствия.

    Итак, «ВЕК», номер 21 от 8 июня 2004 года.

    Начнем прямо с первой страницы, на которой помещена статья «Евреи восстанавливают разрушенное Куреневское кладбище». Как утверждает газета, «практически вся еврейская община Киева дружно откликнулась на призыв помочь в восстановлении кладбища. Прибывших в воскресное утро реставрировать могилы было более 50 человек». Я, признаться, предполагал, что официально декларируемая киевскими еврейскими организациями численность еврейской же общины стольного града Киева в 100 тыс. человек является, мягко говоря, несколько завышенной, но чтоб настолько...

    Впрочем, как неоднократно говорил уважаемый д-р Рашид Капланов: «Еврейская демография есть наука оккультная».

    Далее, в этом же номере, на с.5 опубликована статья «По обе стороны несуществующей границы». Вот несколько примечательных отрывков из этой статьи. «Провозглашение независимости государства Израиль проходило в тесном душном зале, под аккомпанемент стреляющих, бросающих в здание гранаты арабов» Ну совершенно фантасмагорическая картина -- скачущие вокруг здания тель-авивского Музея, стреляющие и бросающие гранаты арабы, Бен Гурион, зачитывающий Декларацию, уворачиваясь от пуль и осколков и одновременно отстреливаясь от арабов из ППШ. Не спутала ли автор статьи музей с дворцом Ла-Монеда, Тель-Авив 1948 года и Сантьяго-де-Чили 1973 года, и Бен Гуриона с Сальвадором Альенде?

    Продолжим исторический экскурс: «За более чем полвека существования Израиля, на его территории проходило пять арабо-израильских войн». Тут уже проблемы, может быть, и не с историей, но с географией, поскольку, как минимум, две из этих войн (операция «Кадеш» и «война на истощение») проходили не так чтобы уж совсем на территории Израиля.

    А утверждение из этой же статьи «Нет ни единого случая, когда бы израильская армия уничтожала мирное палестинское население» я оставляю без комментариев.

    Осталось только добавить, что изрядный кусок статьи спионерен автором из статьи Яшико Сагамори более чем полуторалетней давности «Кто такие палестинцы» (что, в идеале, желательно указывать).

    Желающие могут удостовериться.

    Но в этом номере далека от идеала не только рассмотренная статья. Не повезло и недельным главам Торы (глава «Шлах»). Привожу отрывок (как обычно, дословно). Был бы весьма благодарен тому, кто смог бы объяснить приведенное ниже. В начале идет речь о народах Ханаана, а дальше...

    «Их предки в свое время насильно отняли ее (землю) у потомков Шема. Это были развращенные и жестокие люди: как описывается в Танахе, кровосмешения и содомия были у них в порядке вещей, а ради того, чтобы выпросить у своего кумира назначение еврейского народа, особое отношение его к Святой Земле. Поэтому они не удостоились войти в Обетованную Землю. Этого удостоились их дети».

    Мне кажется, что в редакции считают, что, поскольку они сами этих комментариев к недельным главам не читают, то не делают этого и читатели.

    Тот же «ВЕК», но уже номер 22, на первой странице поместил статью под названием «12 Тамуза -- освобождение Шестого Любавичского Ребе». И все бы ничего, но почему-то к статье с таким названием присовокуплена фотография Седьмого Ребе (о котором в статье вообще ни слова), а в собственно статье повествуется о том, как «Агудат Хасидей Хабад» отсудила часть «библиотеки Шнеерсона», которую успели в свое время вывезти из СССР. Факт, конечно, отрадный, но какое отношение он имеет к 12 Тамуза -- тайна сие великая есть.

    На с. 4 помещена рубрика «Даты и личности», которую тоже открытия не минули. Так, об Эдгаре Бронфмане сказано, что он «президент Всемирного еврейского конгресса в 80-90-х годах ХХ века», что верно, если не учитывать того, что он, если я не ошибаюсь, до сих пор занимает эту должность.

    Кроме того, эта же рубрика вписала в евреи Юрия Визбора. Лично мне глубоко понятно и близко желание причислить всех хороших людей к лику евреев, но с Юрием Иосифовичем Визбором это сделать достаточно сложно, поскольку мама у него украинка, а отец -- литовец (см. его автобиографию).

    На 5-й странице этого же номера -- статья «Этот день мы приближали как могли...» об участии евреев в Великой Отечественной войне. Мне чрезвычайно понравилось в данном материале следующее утверждение: «Кстати, заказы для Вооруженных Сил СССР выполняли сотни тысяч заключенных в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа, среди которых были евреи». Оно, конечно, верно, но тогда стоило бы уж упомянуть, для полноты картины, что в ГУЛАГе евреи были не только среди заключенных. Почему бы и этим не погордиться? И завершается эта статья фразой: «Из 100 тыс. награжденных евреев было 172». Причем ни до этого, ни, естественно, после не говорится, чем же собственно, награжденных: Золотой звездой или именными часами. Странно как-то.

    «ВЕК», номер 23, 23 июня 2004г., на первой странице помещает статью «Министр науки и технологии Израиля: «Перспективы сотрудничества с Украиной огромны!» Статья состоит из шести абзацев, второй из которых начинается так: «Состоялось несколько официальных встреч израильского министра -- он провел переговоры с ...» (далее перечень лиц, с которыми встретился министр). Пятый абзац (через два после вышеприведенного), видимо, для подчеркивания огромности перспектив, начинается следующим образом: «Кроме того, в ходе визита состоялось еще несколько официальных встреч. Министр провел переговоры с...» (далее в том же порядке тот же перечень все тех же лиц). То ли много времени было у министра, то ли мало у редакции -- прочитать не удосужились. Далее, на первой же странице этого же номера расположилась статья под победным названием «Всемирная конференция осудила антисемитов».

    Я уж было обрадовался, предположив, что израильские профессиональные пропагандисты и агитаторы занялись, наконец-то, своим непосредственным делом и хоть чего-то добились (чего ранее не наблюдалось!), и представительный международный форум таки осудил антисемитизм.

    Однако радость была несколько преждевременной, поскольку оказалось, что это была конференция «Объединенного израильского призыва», предполагаю, что собравшиеся были сплошь евреями и примкнувшими к ним, так что, согласитесь, было бы несколько странно, если бы они антисемитов одобрили. Так что с победой, увы, опять придется повременить.

    «ВЕК», номер 24 от 30 июня 2004г., поместил на 2-й странице статью под названием «Кофи Аннан встал на защиту евреев». Я не буду подробно комментировать название статьи, хотя лично я предпочел бы, чтобы г-н Аннан в данном случае продолжал сидеть. А то он почти сразу после того, как встал, так 11 июля, в своем выступлении на открытии международной конференции по проблемам СПИДа, врезал Израилю за «забор безопасности». Учитывая то, что от СПИДа в мире уже умерло более 20 млн. человек, а аккурат 11 июля в Тель-Авиве произошел очередной теракт, время и место для такой «защиты» были выбраны практически идеально.

    Но вернемся к статье, которая вышла почему-то без подписи автора. Вот отрывок, который меня буквально умилил: «Профессор Энн Баефски из Колумбийского университета права заявила, что именно Организация Объединенных Наций, созданная сразу после трагедии Холокоста в целях защиты евреев, является сегодня...», ну и т.д. Мне кажется, что скромный неподписавшийся автор статьи немножко перепутал ООН с Лигой защиты евреев рава Меира Кахане (з"л). Причем перепутал именно автор, поскольку уважаемая г-жа Баефски -- старший научный сотрудник в Институте Хадсона и адъюнкт-профессор юридического факультета Колумбийского университета, Нью-Йорк, естественно, такой чуши сморозить не могла (ее речь переведена на русский, все желающие могут убедиться). В ее выступлении, правда, есть одна неточность: говоря о двух детях 4 и 5 лет, убитых террористами вместе с их матерью в кибуце Мецер в 2002 году, она сказала о «двух девочках, Нэм и Мэтини Охайон», хотя, на самом деле, речь должна была идти о двух мальчиках, которых звали Матан и Ноам. Но это уже другая история.

    На с. 6 того же номера помещена статья «Тысячи раввинов собрались на могиле Ребе». Цитирую отрывочек: «В светском отношении он (Ребе) предпринял беспрецедентный шаг, поступив вначале в Берлинский университет, а затем -- в Сорбонну». Насчет «светского отношения» очень хочется спросить автора: «Ты сам-то хоть понял, что ты сказал?»

    И, наконец, последний, 25-й номер (7 июля) все той же славной газеты. В нем мое внимание привлекла рубрика «Даты и личности». В ней, среди прочего, говорится, что 10 июля 1915 года родился Сол Беллоу (Соломон Белоус), американский писатель, лауреат Нобелевской премии (1976). Маленько поднапрягши память, я вспомнил, что в номере 21 (8 июня) в той же рубрике было написано, что в 1915 же году, но уже 10 июня родился Соул Беллоу, далее все то же, только без Белоуса. Вот так одна злосчастная буква «у» (Сол -- Соул) сделала из одного писателя сразу двух лауреатов Нобелевской премии, родившихся с интервалом в один месяц. Как говорил Курт Воннегут: «Бывает и такое».

    Напоследок -- интервью с Владимиром Познером на с. 6 того же номера. Вот несколько моментов.

    «Недаром, когда я был в Израиле, то увидел людей, о которых я никогда не сказал бы, что они евреи. Они уже другие, даже тип лица другой: очень много блондинов, голубоглазых. Мы привыкли к тому, что евреи -- брюнеты, имеют ярко выраженные носы -- сейчас много носов курносых. То есть, что-то постепенно меняется».

    Я с испугом побежал к зеркалу, посмотрел – да нет, ничего не изменилось. И нос все тот же, как сказал г-н Познер, «ярко выраженный».

    «Там (в Израиле) я познакомился с некоторыми людьми: они все выучили иврит, так как без этого там нельзя, это очень жестко и это правильно, а, скажем, в Америке это не обязательно».

    Вот и я думаю, зачем в Америке иврит?

    Вопрос журналиста: «В свое время в американских СМИ оживленно обсуждался вопрос о еврейских отказниках. Вам... о них что-нибудь известно?» Ответ г-на Познера: «Конечно, я даже был знаком с одним из них. Этого человека звали Есенин-Вольпин». Ай-яй-яй, г-н Познер, а еще бывший боец идеологического фронта. Никогда Александр Сергеевич Есенин-Вольпин не был еврейским отказником.

    «... уезжали в значительном количестве люди не очень грамотные, очень много из Украины: Одесса, Харьков. Конечно, были Москва и Питер, но все-таки в своей массе -- это люди не очень грамотные. На самом деле они и так плохо говорили по-русски, а сейчас они говорят на какой-то тарабарщине...» Я лично не в обиде, но, по-моему, г-н Познер путает уровень грамотности с местом прописки. Привет ему из Жмеринки.

    Очень хочется закончить на оптимистической ноте. И дает нам эту счастливую возможность статья Д. Зецкера из номера 24, которая заканчивается словами: «Еврейский народ неистребим, и потому он бессмертен» (причем, наоборот получается не хуже).

    Ура, товарищи!

Enfant terrible
Сайт создан в системе uCoz