"Народ мой" №18 (334) 28.09.2004 - "Некуда" №9 (62), сентябрь 2004

«Подними глаза свои с места, на котором ты стоишь»

    Публикуемое ниже письмо мы получили в ответ на статью из прошлого номера, посвященную одному не названному прямо летнему детскому лагерю, но который все-таки был опознан теми, кто имел к нему непосредственное отношение. Устных откликов было много, текст пока один.

    Здравствуйте Леонид!

    В это лето мы с моей дочерью Юлей, она живет в Израиле, работали в этом лагере, о котором вы поместили такую умную статью, что «автор» даже постеснялся ее подписать своим именем. Конечно, сомнительно, что он вообще там был. А если и был, то шел от Солнечного пешком и описал грязь на тамошних пляжах, так и не дойдя до лагеря.

    Для детей этого лагеря были изданы прекрасно сделанные и умные книги – для младших и старших. «Подними глаза свои с места, на котором ты стоишь» – название этих книг взято из Торы [Берешит, 13] по совету израильского поэта Аврамика. И вашему «автору» следовало бы сделать так, то есть поднять глаза, но для этого нужно время, сосредоточение и желание что-то понять и увидеть. Просто прочитать несколько страниц книги и уловить связь времен, вечности и сиюминутности, о которой этим деткам так хочется сказать, хотя бы намеком. Показать, что, кроме дискотек и МузТв, есть еще что-то в мире. Такую книгу просто в руках подержать уже хорошо, а уж если прочитает ребенок пару страниц, полистает картинки, запомнит пару имен...

    Ваш «автор» почему-то увидел только грязь у корпусов, которой, кстати, там не было. Почему унитазы и презервативы – когда вокруг пансионата великолепная территория, прекрасный микроклимат, залив, сосны? Одно это, я думаю, пошло на пользу городским детям, которые, возможно, замечали эту красоту в силу того, что не было привычных грязных парадняков для тусовок. Но ведь заметили, видели и дышали, и не день-два, а три недели.

    Что касается «восхождения», о котором с насмешкой написал «автор», то ему это не грозит в первую очередь – через такие тексты, как его статья, только в яму падать. Почему не описаны студии, которые работали в лагере? И вырезали из бумаги не «что-то», а нечто, во что вдуматься нужно, глаза подняв. Многие дети увлеченно работали и на студиях, и в группах. Много было сделано интересных художественных работ ребятами, которые дома никогда не рисуют.

    Действительно, мадрихам было нелегко. А кто сказал, что от всего нужно получать только легкое, дешевое, не дороже стоимости мороженого наслаждение. Они работали, они были обеспечены интересными материалами. И если лагерь стал некоторым испытанием для них и для детей, то разве это недостаток? Это кусок нашей российской жизни – куда ж от нее денешься.

    В нашей с Юлей студии была предложена очень интересная тема – конструктивизм, Хельм – город идей и абсурда – по материалам рассказа Башевиса Зингера «Как Шлемиль в Варшаву отправился». В кабинете гражданской обороны, перевернув с детства известные синевато-мертвенные щиты ГО, мы построили целый город, и дети водили в него экскурсии. Вашего «автора» у нас не было. Не досуг ему было рассмотреть хотя бы один детский рисунок, вчитаться в детский рассказ, заглянуть на занятия в группы, о которых он упоминает настолько вскользь, будто ему этого делать было не велено. Я не хочу оправдывать многих просчетов и недостатков лагеря, но было все и обо всем писать нужно.

    Ваша газета молодежная. Хочется сказать вашим читателям, что такие статьи просты в написании, но абсолютно не созидательны, а подобны стариковскому ворчанию на все и вся по причине собственной немощи.

    Вот и опубликуйте-ка отклик другого автора, чтобы ваш хотя бы назвал свое имя.

Один из авторов упомянутых книг,
художник Леонид ГРОЛЬМАН
Сайт создан в системе uCoz