"Народ мой" №19 (335) 14.10.2004

Не ходите, евреи, в Африку гулять!

    Поводом для написания этой заметки стали опубликованные в интернете статьи двух авторов о прадеде Пушкина Абраме Ганнибале, в которых утверждается, что знаменитый «арап Петра Великого» мог происходить, и, скорее всего, происходил, от эфиопских евреев-фалаша. Это работы А. Кторовой «Загадка национальных корней Пушкина» и Г. Фридмана «Заметки о биографии А. П. Ганнибала». Их доводы сводятся к следующему: во-первых, среди потомков Ганнибала встречаются ветхозаветные имена (Исаак, Вениамин, Иосиф и другие), во-вторых, «расово-антропологический тип» Ганнибала, якобы, является семитским, в-третьих, Ганнибал с детства проявил себя образованным и смышленым юношей. По мнению этих авторов, внимание к образованию ребенка и интеллектуальному развитию в детстве является характерной иудейской чертой. В действительности же эти доводы, даже если бы они были подкреплены фактами, скорее свидетельствуют против эфиопско-еврейского происхождения предка Пушкина. Эфиопские христиане являлись, в основном, семитами-амхарцами, в то время как иудеи принадлежали к несемитским кушитским (агавским) племенам, кроме того, в интересующее нас время фалаша были практически поголовно неграмотны.

    Тема африканского иудаизма популярна в последнее время, особенно в Америке (по причинам, которые не место рассматривать в этой заметке) и в Израиле (в связи с иммиграцией туда за последние 30 лет многих тысяч эфиопских евреев). Сейчас много говорят об угандийских абаюдайа, зимбабвийских лемба и, конечно же, эфиопских фалаша. Если сообщения о первых двух группах захлестнули СМИ только в последние годы, то о фалаша широкой публике стало известно еще в первой половине ХХ века благодаря активной просветительской деятельности востоковеда Жака Файтловича. Однако, в XIX веке про эфиопских иудеев существовали лишь смутные слухи. Представить же, что кто-то из этой группы добрался до Европы на рубеже XVII и XVIII веков, да и, более того, чтобы этот кто-то оказался по невероятному стечению обстоятельств Абрамом Ганнибалом, почти невозможно. Думаю, такие сенсационные гипотезы распространяются из-за недостаточного знания еврейской истории. Будет полезно рассказать об истории фалаша, уделив особое внимание событиям XVII века (Ганнибал родился в 1690-е годы).

История

    Исторические сведения о евреях Эфиопии в средние века весьма скудны и основываются на эпизодических упоминаниях фалаша в эфиопских летописях начиная с X века. До XVI века существовали самостоятельные иудейские княжества, о которых, впрочем, почти ничего не известно. Следует отметить, что фалаша принадлежат к агавским племенам, разговорным языком фалаша вплоть до XX века был язык квара, относящийся к агавской группе кушитской семьи, позднее вытесненный доминирующим в Эфиопии амхарским. Кушитские языки принадлежат коренному африканскому населению Эфиопии, обитавшему там до прихода азиатов-семитов (амхарцев, тигре, тигринья и некоторых других народностей).

    Во второй половине XVI века, после того, как фалаша неудачно поддержали мусульмaн, возобновилась война эфиопских негусов (императоров) против фалаша, в ходе которой последние были разгромлены в 1580-1583 годах. В начале XVII века фалаша участвовали в восстании агавского населения против негуса Суснейоса (1607-1632). В 1616 году Суснейос разгромил восставших, убил среди фалаша множество мужчин, женщин и детей и приказал обратить фалаша в христианство. Эту расправу, редко упоминающуюся в курсах еврейской истории, можно поставить в один ряд с такими трагическим событиями как изгнание евреев из Испании (1492 г.) или массовые истребления евреев во времена хмельничины (1648 г). Вот как описывает ее последствия Encyclopedia Judaica (статья Falashas) (перевод мой): «Эти события ознаменовали конец независимости фалаша. Их земли были конфискованы, и они оказались вынуждены арендовать их. С течением времени им было разрешено вернуться к своей прежней религии. Войн больше не было, но с тех пор большинство фалаша испытывали страдания и деградацию». Итак, в XVII веке большинство фалаша были насильственно крещены или уничтожены. То есть, возможно, некрещеных евреев в это время в Эфиопии просто не было. Лишь немногие передали свои верования последующим поколениям.

Культура

    Фалаша (другое название - Бета Исраэль) проживали в деревнях в провинциях Гондар и Гожар, в горах Семиена, в районе озера Тана, отнюдь не в Эритрее (лишь небольшое количество евреев жило на юге-западе современной Эритреи, также вдали от моря, у самой границы с Эфиопией). Территория их обитания составляла лишь небольшую часть от всей территории Эфиопии. Священными книгами фалаша почитали Орит (Тору) и Ветхий Завет на языке геэз, а также апокрифическую литературу на этом же языке. Жертвоприношения и молитвы происходили в хижинах-храмах, именуемых масгид (ср. арабское масджид «мечеть»), религиозный лидер именовался кес. Девочек, как и мальчиков, подвергали обрезанию, что принято у многих африканских народов (female genital mutilation). Жили в небольших, часто удаленных, деревнях, занимались сельским хозяйством (в XIX-XX веке также ремеслами).

    Не имеет аналогов в иудаизме эфиопско-еврейский обычай монашества. Вот что пишет о посвящении в монахи фалаша кес Асрес Йайе (Qes Asres Yayeh), родившийся в Гондаре в 1903 году, в книге «Traditions of the Ethiopian Jews»:

    «Человек удалялся к священной горе и оставался там на несколько недель или месяцев, иногда до года, раскаиваясь в грехах. В это время он молился и соблюдал аскетическую диету из воды и бобов. Затем он мог увидеть сон или ему открывалось видение, будто божественная воля состоит в том, чтобы ему стать монахом. Соответствующее видение или сон относительно него могли посетить и главного монаха. Затем приносились жертвы и приношения. В качестве раскаяния и искупительной жертвы могли быть принесены ягненок, козел или корова. После этого устраивали трапезу. В трапезе и жертвоприношении участвовало множество монахов.

    По слухам, что-то помещалось на мужской орган кандидата в монашество. Затем кандидата инициировали, и он становился монахом. После инициации лицо монаха преображалось. Его борода отпадала. Он становился полным аскетом, посвящал день и ночь молитве и духовному совершенству. Как и священник, монах имел собственную группу верных последователей. Они снабжали его асратом, то есть десятиной от всего своего урожая.... Монах жил в отшельничестве, либо один в хижине, либо с группой других монахов. В отличие от священников, которые обязаны жениться, монахи не женятся и никогда не прикасаются к женщине. Считается, что они отличаются долголетием и живут до 130-140 лет» (стр. 56-59)

    Жертвоприношения, священныe горы, монашество, отсутствие Талмуда и раввинов, Библия нa нееврейскoм языке, женское обрезание. Оставляю читателю судить, насколько все это похоже на обычаи привычных нам иудеев...

    Насколько грамотны были фалаша и на каких языках могли читать? Грамотность ограничивалась знанием основных молитв, в лучшем случае (для священников) – Псалмов и Пятикнижья на языке геэз. Вот что пишет Асрес Йайе в той же книге:

    «Большинство фалаша были неграмотны. Очень немногие из них изучали чтение и письмо, посещая своих монахов или христианские церкви. Чтение состояло из Давита, т.е. Псалмов Давида. Умение писать обычно осуждалось среди фалаша. Те, кто занимались письмом, считались тенкваи, то есть колдунами» (стр. 96-97)

    Об этом пишет и специалист по средневековой Эфиопии Мордехай Абир в книге «Ethiopia and the Red Sea» (стр. 160)

    «К сожалению, наши знания об истории, культуре и общественной жизни фалаша крайне ограничены. Фалаша-агавцы оставались неграмотными до недавнего времени. Даже если их священники владели эфиопским письмом, использовавшимся для переводов Библии и других религиозных и молитвенных текстов, их физическое и культурное разрушение амхарским царством было столь полным, что о существовании каких-либо письменных источников фалаша сегодня неизвестно. Вся небольшая информация о фалаша происходит или из пристрастных эфиопских источников, упоминающих их попутно, либо от романтических еврейских путешественников, посещавших соседние страны, либо из еврейской мессианской литературы, историческое значение которой ограничено».

    Сторонники фалашской версии отмечают, что Абрам Ганнибал явно получил в детстве основы образования, что нетипично для Африки того времени. Но делают из этого странный вывод – будто он принадлежал к фалаша, группе, отличавшимся низким образованием даже по тогдашним эфиопским меркам. Между тем ответ лежит на поверхности – Ганнибал происходил из знатной семьи, он был сыном африканского князька, а вовсе не неграмотного еврейского крестьянина, этим и определялось его интеллектуальное развитие в первые десять лет жизни.

Ономастика

    Несколько слов про имена Абрам, Исаак, Яков, Иосиф, Вениамин, которые кажутся некоторым эфиопско-еврейскими. Сначала о том, как звучат настоящие имена эфиопских евреев. Я не знаю специальных исследований по ономастике фалаша. Но большое количество имен есть в родословных, которые приводит Асрес Йайе. Большинство из них не являются библейскими или семитскими. Йайе пишет: «Имена детям дают родители или родители родителей. Имена могут быть библейскими или светскими по желанию родителей» (стр. 41).

    Разумеется, встречались у фалаша и ветхозаветные имена. Но библейские имена встречаются почти у любого народа Европы, Африки или Ближнего Востока и, особенно, у христиан и мусульман Эфиопии. На связь родственников Пушкина именно с малочисленным, затерянным в Эфиопии бедствующим агавским племенем фалаша эти имена указывать никак не могут. Имена Якоб, Йосеф или Ибрахам были распространены у христиан (амхарцев). Одного из самых жестоких по отношению к евреям средневекового императора звали Зара Йакоб (1434-1468), т.е. «семя Якова». Дaже если предположить, как это делают Кторова и Фридман, что русских потомков Ганнибала называли в честь его африканских предков (что совершенно невероятно), то из наличия имен Абрам или Яков вовсе не следует, что предки эти были агавцами-иудеями, а не христианами или мусульманами.

    Почему в Эфиопии столь распространены ветхозаветные имена? Абиссинские христиане не просто были семитами, но рассматривали себя в качестве продолжателей древнего Иудейского царства. Только потомок царя Соломона мог претендовать на абиссинский престол. Многие эфиопские вельможи выводили свое происхождение от колена Йегуды. Считалось, что в Аксуме в Эфиопии хранился перенесенный из Иудеи Ковчег Завета. Эфиопская православная церковь настаивала на соблюдении субботы. Так называемые «иудейские влияния» на эфиопскую церковь были в XVI-XVII веках предметом споров и ожесточенной критики со стороны католических миссионеров. Не удивительно, что ветхозаветные имена были распространены среди эфиопских народов, которые гордились происхождением от древних израильтян. Не удивительно и то, что эфиопские христиане-семиты рассматривали иудеев-агавцев в качестве самозванцев и не только политических, но и идеологических соперников. Уничтожение автономии фалаша и их ассимиляция оставалось важнейшей задачей, которую ставили абиссинские императоры в XV-XVII веках, даже на фоне угрозы османского и португальского завоеваний на севере и экспансии крайне воинственных кушитских племен орома (гала) на юге и востоке. Именно эта решимость эфиопских правителей покончить с фалаша и привела к «холокосту» начала XVII века, уничтожению политической автономии фалаша, разрушению их культуры, массовым крещениям и утрате агавского языка.

    К этому можно добавить, что население современной Эфиопии -- около 50 млн. человек, а численность фалаша, по разным оценкам, от 30 до 55 тыс. То есть вероятность, что случайно взятый житель Эфиопии окажется иудеем, составляет порядка одной тысячной. Возможно, раньше соотношение было иным (ориенталист Иосиф Галеви писал о том, что иудеи, по его оценке, составляли до одной десятой доли населения Эфиопии), но шансы, что случайно взятый знатный эфиоп окажется фалаша, вряд ли были существенно выше в конце XVII века, ведь фалаша тогда были в полном упадке, даже сведений о них в эфиопских летописях этого периода нет.

    Следует обратить внимание на еще одно недоразумение. Некоторые утверждают, что расово-антропологический тип Ганнибала, якобы, был эфиопским (семитским), а не чисто африканским. Это утверждение (впрочем, слабо обоснованное) лишь усиливает доводы в пользу того, что Ганнибал не был фалаша. Ведь семитское население Эфиопии (амхарцы, тигре, тигринья) -- христиане и мусульмане. Фалаша же – коренные кушиты-африканцы (агавцы).

Прoисхoждение арапа Петра Великого

    Ну а что же с прoисхoждением Ганнибалa? Г. Фридман приводит частичный обзор наиболее вероятных версий его происхождения. Сам Ганнибал писал в 1742 году в верноподданом прошении императрице Елизавете Петровне с просьбой предоставить ему грамоту на дворянство: «Родом я нижайший из Африки, тамошнего знатного дворянства. Родился во владении отца моего в городе Лагоне, который и кроме того имел под собою два города». В посмертной биографии, составленной по записям и со слов Ганнибала его зятем Адамом Роткирхом, говорится, что «Авраам Петрович Ганнибал… был родом африканский арап из Абиссинии; сын одного из тамошних могущественных и богатых влиятельных князей». В конце XIX века российский географ акад. Д. Н. Анучин предположил, что местом, где родился Абрам Ганнибал, могла быть «провинция Логгон» на севере Эфиопии (современная Эритрея), на правом берегу реки Мереб, входящая в состав горной страны Хамасан (Hamasien). В наше время афрофранцузским славистом Д. Гнамманку (D. Gnammankou) была выдвинута альтернативная версия о происхождении Ганнибала из Логона (Logone) в Камеруне, которая, однако, противоречит указаниям современников Ганнибала на Абиссинию и не объясняет, как Ганнибал оказался в Стамбуле, откуда он и был доставлен в Россию. Согласно проф. Соломону Гебрэ-Гиоргису (Solomon Ghebre-Ghiorghis) из университета столицы Эритреи Асмары, название Логон связано с племенным кланом Лого/Логотай и могло означать как местность вокруг города Дебароу (Debarwa), резиденции эфиопского наместника (бахр-нагаша), где и ныне находится поселение с близким названием Лого, так и расположенную рядом, на притоке Мереба реке Сервемай (Serwemai) местность, которую упоминал британский путешественник Генри Салт (Henry Salt) как «большой город, называемый Лого, по названию которого именуется и окружающая местность». Гебрэ-Гиоргис полагает, что Ганнибал происходил именно из упоминаемого Салтом места, контролировавшегося мусульманским кланом Сахо (родственным Лого/Логотай). Случаи похищения и переселения турками представителей местной знати хорошо известны, мусульманство Сахо не служило препятствием для османов.

    Все это гипотезы. Северная, прибрежная часть Эфиопии, называемая также Страной Бахар-нагаша («Властителя моря»), куда входил Хамасан, населенная семитами тигре и тигринья, пребывала в вассальной зависимости от абиссинского негуса. В XVI веке прибрежная область становится ареной борьбы между Абиссинским царством, турками-османами, которые закрепляются на побережье, и португальскими колонизаторами. Власть переходила из рук в руки. Ганнибал мог быть сыном местного князька, мог он и быть привезен в Эритрею из других частей Африки (один из важнейших маршрутов работорговли вел из глубин Африки в контролируемый мусульманами порт Массауa на Красном море, где находилась резиденция турецкого наместника). Мы не знаем подробностей того, как он попал в Стамбул. Не известно, насколько правдив его рассказ о собственном происхождении от знатного князя, имени которого он не приводит. Ганнибал мог быть от рождения и христианином, и мусульманином, и язычником. Теоретически мог он быть и иудеем-агавцем (хотя в этом случае не мог быть княжеским сыном), но вероятность этого крайне мала. Никаких убедительных свидетельств в пользу агавского происхождения нет. Не может таким свидетельством служить и использование Пушкиным в «Сказке о царе Салтане» имени Гвидона, происходящего от древнееврейского судьи Гидеона, или царя Додона (вероятно, от Давида) в «Сказке о Золотом Петушке». Да, имя Гидеон носил полулегендарный князь агавцев-фалаша в XVI веке, но Пушкину оно было известно не из эфиопского фольклора, а из западноевропейской литературы, живописи, музыки, в которых Гидеон символизирует отважного рыцаря-князя. Пожалуй, единственным серьезным доводом в пользу агавского происхождения Ганнибала могли бы служить сведения о знании им агавского языка или, например, агавские имена среди его потомков. Нет нужды говорить, что таких сведений не существует.

Михаил Носоновский,
Колумбус, Огайо, США
Использованная литература
  • Qes Asres Yayeh. Traditions of the Ethiopian Jews. Toronto, 1995
  • D. Kessler. The Falashas. A Short History of the Ethiopian Jews, London, 1996
  • M. Abir. Ethiopia and the Red Sea, London, 1980
  • R. Pankhurst. The Ethiopian Borderlands, Asmara, 1997
  • A. d’Avray. Lords of the Red Sea, Wiesbaden, 1996
  • S. Ghebre-Ghiorghis. The Eritrean Ancestry of Alexander Pushkin (1799-1837)

ПОЛУЧЕНО ГАЗЕТОЙ «АМИ» ОТ АВТОРА В РУКОПИСИ
Сайт создан в системе uCoz