"Народ мой" №19 (335) 14.10.2004

Убийство напоказ

    Обзор мнений мусульман за последние недели показывает преобладающее, хотя не единодушное, осуждение бесланской резни. Но во всех случаях причины осуждения не религиозные, а политические

    Кого нам дозволено брать в заложники? Кого нам дозволено убивать?

    Последние несколько недель вокруг этих вопросов развернулись нешуточные дебаты в исламском мире. На оба вопроса напрашивается один ответ: «Кого угодно!»

    Спор, вызванный трагедией в школе Беслана на юге России месяц назад, еще более разожгли похищения людей и убийства напоказ в Ираке. Немусульман удивляет то, что эти практики обсуждаются, а не осуждаются как гнусные преступления. Но правда такова, что захват заложников и «убийства напоказ» уходят в самое начало истории ислама.

    В Аравии седьмого века, где зародился ислам, захват заложников практиковался соперничающими племенами, а «убийство напоказ» было оружием в психологической войне. Пророк кодифицировал эти практики, положив конец бесконтрольным похищениям и обезглавливаниям. Один из принципов нового кодекса гласил, что мусульмане не могут держать в заложниках мусульман. Также мусульмане не могут подвергаться «убийству напоказ». Такие методы надлежало использовать исключительно против немусульман и только в контексте вооруженного конфликта.

    С захваченным в бою немусульманином обращались как с пленником, и он мог получить свободу, обратившись в ислам. Он также мог быть выкуплен или обменян на пленника-мусульманина. Немусульманки и дети-немусульмане, захваченные во время войны, становились собственностью захватчиков-мусульман. Пленниц делали наложницами или дарили мусульманам. Дети, воспитанные в исламе, могли пользоваться всеми правами мусульманина.

    Несколько веков спустя первоначальный кодекс был усовершенствован имамом Джаафаром Садеком, потомком Пророка. Он вынес два ключевых постановления. Принявший ислам немедленно получал «полную гарантию своей крови». А немусульмане имели защиту, пока платили подушную подать (джизия) исламским властям.

    Экскурс в историю важен потому, что видимое нами сегодня – это пренебрежение религиозной традицией в угоду политическим соображениям.

    Обзор мнений мусульман за последние недели показывает преобладающее, хотя не единодушное, осуждение бесланской резни. Но во всех случаях причины осуждения не религиозные, а политические. Мусульманские комментаторы утверждают, что Россия, поддержавшая «дело палестинцев», не заслужила такого обращения.

    Шейх Юсуф аль-Карадави (Yussuf al-Qaradawi), суннитский богослов из Катара, был одним из первых, кто осудил бесланскую резню. Однако в то же время он настаивает на том, что подобное нападение на школы Израиля было бы оправданным, так как израильские школьники, если их не убить, могут вырасти солдатами. (Шейх Карадави также оправдывает убийство неродившихся израильтян, потому, что они могут стать солдатами, если появятся на свет).

    Этот взгляд разделяет аятолла Имами Кашани (Imami Kashani), духовный деятель, работающий на правительство Ирана. Он утверждает, что, независимо от того, что Россия сделала против народа Чечни, на нее не надо нападать, потому, что она поддержала «более важное дело» палестинцев. Иными словами, чеченские мусульмане менее достойны быть принятыми во внимание, чем палестинские. Этот взгляд разделяет и Организация Исламской Конференции, объединяющая 57 стран. Ее генеральный секретарь Абдельвахид Белькезиз (Abdelouahed Belkeziz) сурово осудил захватчиков в Беслане. Но он и слова не сказал о десятках других террористических актов, проведенных исламистами по всему миру.

    При всем этом подразумевается, что убийство невинных людей на землях «неверных» можно оправдать, если только жертвы – не граждане стран, сочувствующих «арабскому делу», каким бы оно ни было в данный момент. Эта позиция четко проявилась в реакции арабов на захват исламистами в Ираке двух французских журналистов месяц назад. Генеральный секретарь Лиги Арабских Государств Амр Муса призвал к их освобождению такими словами: «Франция – друг арабов, мы не можем так обращаться с друзьями».

    Это отразил в своем обращении духовный лидер «Хизбаллы» Мохаммед Хуссейн Фадлалла (Mohammed Hussein Fadlallah), призвавший к освобождению французов. Такого он не делал при захвате ни одного из 140 заложников в Ираке. Ясир Арафат был еще конкретнее: «Эти журналисты поддерживают дело Палестины и дело Ирака», – отметил он в заявлении, выпущенном в Рамалле. – «Нам нужны гарантии безопасности для друзей, которые поддерживают нас в бою».

    Иными словами, французов надо освободить потому, что они поддерживают арабов, а не потому, что захватывать террористов – неправильно. Французские власти еще более усилили такое отношение. Премьер-министр Жан-Пьер Раффарен (Jean Pierre Raffarin) говорит о повстанцах в Ираке как о «сопротивлении», а министр иностранных дел Мишель Барнье (Michel Barnier) заявил, что Франция не будет участвовать в международной конференции по Ираку, предложенной администрацией Буша, если не будут приглашены «элементы, противостоящие оккупации», то есть, террористы.

    И генеральный секретарь Организации Исламской Конференции Белькезиз пообещал пустить в ход все средства для освобождения французских заложников. Тот же Белькезиз ни слова не сказал о заложниках из примерно тридцати стран, в том числе, стран-членов его собственной организации. Не тронуло его и хладнокровное убийство сорока одного заложника из одиннадцати стран, среди которых были мусульмане.

    Бывший лидер Фронта исламского спасения Аббас Мадани (Abbas Madani) начал голодовку «в знак солидарности с нашими французскими братьями». Неожиданно слышать это из уст человека, чья партия и ее союзники в 1990-е годы лишили жизни около 200 000 человек в его родном Алжире. Г-н Мадани ни разу не отказался от обеда в знак солидарности с бесчисленными алжирцами, в том числе женщинами и детьми, которых убили его товарищи-исламисты.

    Однако еще более беспокоит позиция мусульманских организаций Франции и Британии. Они выслали свои делегации в Ирак, чтобы связаться с террористами и попросить об освобождении двух французов и одного британского заложника. Французская делегация, возглавляемая Мохамедом Бешари (Mohamed Bechari), всячески рекламировала «героическое сопротивление Франции» войне в Ираке в 2003 г. «Я приехал сюда защищать арабскую политику Франции, – сказал г-н Бешари журналистам. – В Ираке, так же, как и в Палестине, Франция за арабов».

    Две делегации британских мусульман иначе аргументировали свою позицию, заявляя, что, хотя Британия и участвовала в свержении Саддама Хусейна, большинство британцев были против войны. Таким образом, британского заложника Кена Бигли (Ken Bigley) надо освободить не потому, что брать заложников – плохо, а потому, что такой шаг усилит антивоенные настроения в Британии.

    Отказываясь выступить с категорическим неприятием терроризма, мусульманские лидеры и лица, формирующие общественное мнение, способствуют закреплению ситуации, при которой никто не может чувствовать себя в безопасности. Атаки 11 сентября на Соединенные Штаты были основаны на утверждении, выдвинутом вторым лицом в «Аль-Каиде» Айманом аль-Завахири (Ayman al-Zawahiri) о том, что все граждане демократических стран должны быть убиты, потому что, будучи избирателями (даже потенциальными), они разделяют ответственность за политику своих властей.

    Предположение, что своими жертвами террористы избирают только американцев и израильтян, оказалось ложным, поскольку за последние три года исламисты убили сотни людей всех вероисповеданий, в том числе, и мусульман, в десятке стран мира. Сегодня достаточно назвать себя «моджахедом», борющимся за Палестину и противостоящим «оккупации» Ирака, чтобы получить карт-бланш от миллионов мусульман, в том числе, от находящихся у власти, на похищение и «убийство напоказ».

    То, что никто, мусульманин или «неверный», не застрахован, стало ясно из заявления самозваного «муфтия» «Аль-Каиды» Абу Анаса аль-Шами (Abu Anas al-Shami), по всей видимости, убитого во время американского налета в августе. «Порой моджахед не может тратить время на определение того, кто есть кто на поле боя, – написал он. – Порой нам нужно принять, что тот, кто не на нашей стороне – наш враг».

    Позиция Аль-Шами отражает дух фетвы, провозглашенной покойным аятоллой Садеком Халхали (Sadeq Khalkhali), одним из основателей Исламской Республики Иран. Аятолла Халхали писал: «Среди тех, кого мы берем в заложники или убиваем, могут быть невинные. В этом случае, Аллах возьмет их в рай. Мы делаем свою работу, Он – Свою».

Амир Тахери (Amir Taheri)
The Wall Street Journal,
США, 1 октября 2004
Г-н Тахери – иранский политический комментатор, работающий в Париже
Сайт создан в системе uCoz