"Народ мой" №19 (335) 14.10.2004

Ислам. Отношение к евреям.

    Вопрос отношения ислама к иудаизму и к еврейскому народу представляет собой весьма неоднозначную проблему, так как может рассматриваться с разных – порою противоположных – точек зрения. В свете сегодняшней политической ситуации данный вопрос видится тем более сложным. Однако интересно взглянуть на эту проблему и, по возможности, внести некоторую ясность.

    Для некоторых евреев ислам сегодня представляется тем злом, которое направлено против них (как, впрочем, и против христианского мира) в форме священной войны за веру – джихада – и вытекающего из него терроризма. Связано это как с положением в Израиле, так и с ситуацией во всем мире. Ведь нормальный человек не может спокойно воспринимать ни события 11-го сентября 2001г. в США, ни теракт во время мюзикла «Норд-Ост» в Москве, и тем более жуткие, отвратительные по своей мерзости, события в Беслане, где агрессия была направлена против самого святого, против детей. И еврейский народ содрогнулся вместе со всем цивилизованным миром. В Израиле почти ежедневно погибают мирные люди, а убивают их те, кто прикрывается зеленым знаменем ислама. Однако попробуем посмотреть в корень сложившейся ситуации: чем действительно характеризуется отношение мусульманской религии к евреям.

    С незапамятных времен на Аравийском полуострове существовали еврейские общины. В том числе много евреев проживало и в окрестностях города Йасриба (впоследствии получившего название Мединат ан-Наби, в просторечии – Медина). Эта иудейская община делилась на три племени: бану-кайнука, бану-надир и бану-курайза. Когда Мухаммад в 20-х годах VII в. пришел проповедовать монотеистическую веру в Йасриб, он, прежде всего, обратился к этим племенам как к своим естественным союзникам. Но большинство евреев не поддержало Мухаммада и не поверило в его пророческую миссию. Именно с этого момента берут свое начало весьма своеобразные исламо-иудейские отношения. По мнению автора, для того, чтобы пролить свет на указанные отношения, следует обратиться к истокам ислама и Корану, а также к пояснениям, которые в средневековый период давали многочисленные мусульманские ученые. Итак, что же сказано в священной для мусульман книге об иудеях?

    Народ Израиля по-разному называется в Коране. Если Мухаммад называет его «бану-исроил», то речь идет о праведных иудеях времен пророка Моисея; под другими названиями – к примеру, «яхуди» -- говорится о евреях, которые были современниками Мухаммада. Общее же название для иудеев и христиан в Коране – «ахл аль-китаб» (люди Писания).

    Рассмотрим «еврейский вопрос» через призму ислама. Во многих так называемых «ранних сурах» (глав Корана) прослеживаются дружелюбные настроения в отношении иудеев, поскольку те веруют в единого Б-га. Однако во многих других местах Корана замечаем отнюдь не лестные высказывания. «И сказали иудеи «Узайр – сын Аллаха». Эти слова в их устах похожи на слова тех, которые не веровали раньше. Пусть поразит их Аллах! До чего же они отвратительны!» (аят 30, сура 9). «Ты, конечно, найдешь, что более всех людей сильны ненавистью к уверовавшим иудеи и многобожники, и ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: «Мы – христиане!» Это – потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся» (аят 82, сура 5). Также эта тенденция прослеживается в некоторых других фрагментах мусульманского Священного Писания.

    Именно от этих указаний отталкиваются многие арабские экстремисты, чтобы оправдать свою ненависть к евреям. В средние века многие исламские ученые приводили примеры высказываний Мухаммада, из которых исходит позитивное отношение к иудеям. В частности, ат-Табарани в своем труде «Аль-Аусат» утверждает, что Мухаммад сказал: «Кто навредит иудеям и христианам, навредит мне, а навредивший мне вредит Аллаху». Ученый захиритской школы Ибн Хазм приводит следующие слова Мухаммада: «Если враг пришел, чтобы захватить еврея, то мы должны защитить его с оружием в руках и, если потребуется, отдать за него свои жизни, дабы защитить того, кто находится под покровительством Аллаха и Его Посланника (Мир Ему)». Толерантность прослеживается и у многих современных мусульманских ученых. Так, например, автор популярной книги «Быть мусульманином. Ислам сегодня» пакистанец Фарид Исак озаглавил введение в свою книгу цитатой из известного еврейского писателя Ицхаха Лейба Переца. И нужно отметить, что весь его труд, как и труды некоторых других исламских деятелей, характеризуется симпатией к евреям.

    К великому сожалению, некоторые мусульмане стараются не замечать толерантных ноток в исламе, особенно если эти нотки относятся к иудаизму и к еврейскому народу. Но хочется верить, что эти люди вспомнят и средневековую Испанию, где под властью халифа мирно уживались иудеи, христиане и мусульмане, Хазарский каганат, где государственной религией являлся иудаизм, а права мусульман не нарушались, и, наконец, государство Израиль, где, несмотря на непрекращающийся арабо-израильский конфликт, всегда присутствовала конфессиональная терпимость.

Леонид Ланда
Сайт создан в системе uCoz