"Народ мой" №21 (337) 15.11.2004

Интересная книга из Перми

    В Перми вышла книга Айзика Баргтейла «История еврейской общины Перми». Это уже второе издание литературно- исторического очерка, как определяет жанр книги сам автор. Первое издание вышло в 2001 году. Второе издание отличается возросшим объемом печатного текста (почти в два раза), обновленными фотоиллюстрациями, особенно дореволюционными, появлением примечаний, объясняющих непонятные современному русскоязычному читателю слова и термины и ряда приложений.

    Эта книга написана на основе фондов пермских архивов и поисков в среде семей старожилов города. Целый ряд фактов автор впервые вводит в оборот краеведов и историков родного края. К примеру, приказ по Пермскому гарнизону, изданный колчаковским комендантом города в 1919, об освобождении солдат- евреев от несения воинской службы в дни празднования Песаха (предоставив им возможность принять участие в праздничных молебнах и трапезах).

    Можно сколько угодно спорить с А. И. Солженицыным по его нашумевшей книге «200лет вместе», но в одном он точно прав: с середины ХIХ века в каждом губернском (и даже во многих уездных городах, расположенных вне «черты оседлости») создавались еврейские общины, размеры которых были тесно связаны с темпами развития того или иного города.

    История этих общин оказывается, зачастую, не менее интересной, чем история общин на западе страны. Это объясняется тем, что еврейское население этих городов образовывалось не только отставными солдатами и младшими чинами, но (после реформ Александра II) и интеллигенцией, людьми с высшим образованием, купечеством и квалифицированными ремесленниками, которым было тесно в границах «черты оседлости». Именно они были самыми активными организаторами рабочего движения, проводниками бундовских и сионистских идей, основателями первых просветительских и революционных кружков.

    Пермь еврейская отличается тем, что в городе, одном из немногих в годы советской власти, существовал еврейский комиссариат, а затем активно действовала светская муниципальная община, одним из основоположников которой был Владимир Иоффе, будущий член- корреспондент академии медицинских наук.

    Город Пермь явился приятным исключением и в том, что его миновали антисемитские погромы и в 90-х годах ХIХ века и в 1905 году. Отмечена в книге и роль губернатора, который запретил издание антисемитских газет, решительно пресекал выходки черносотенцев.

    В Перми жили и многие годы работали еврейские прозаики Бронислава и Арон Бурштейн, еврейский поэт с трагической судьбой Пейси Яновский. Им автор посвятил немало теплых слов в книге.

    Город отличился и в годы перестройки. Он стал одним из первых в России, который возвратил здание синагоги ее законному владельцу – религиозной иудейской общине. Эта синагога была построена в 1903 г. В последние годы здание принадлежало научному институту АН России. С 1929 года в нем располагался театр рабочей молодежи (ТРАМ), а в годы Отечественной войны – управление Пермских электрических сетей, одной из лабораторий которого руководил будущий чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник.

    Безусловно, охватить подробно более чем 170 - летнюю историю еврейской Перми в одном очерке невозможно, но мы уверены, что у автора найдутся молодые последователи, которые сумеют раскрыть новые страницы истории. Это такие темы, как вклад евреев в художественную жизнь города, периоды Великой Отечественной войны и послевоенного строительства, период борьбы с космополитизмом, с «убийцами в белых халатах»…

    Надо отметить, что вся книга пронизана любовью к родному городу, к его жителям, отличительной чертой которых является их толерантность к представителям других конфессий и национальностей. Наверное, не все читатели согласятся с выводом автора, что история еврейской Перми подходит к концу, в первую очередь, из- за стремительных темпов ассимиляции еврейского населения. Кое-кто, по примеру раввина Берла Лазара, не будет верить данным официальной переписи и начнет самостоятельно пересчитывать евреев. Фактом, однако, остается отсутствие хотя бы одного издания на еврейском языке. И все- таки можно заключить, что книга А. Баргтейла – это серьезный вклад в изучение истории евреев России.

Я. Нисонов
Сайт создан в системе uCoz