"Народ мой" №23 (339) 16.12.2004

По эту сторону Кавказских Гор

    Северная Осетия – горная страна, расположенная у подножья большого кавказского хребта. До революции она входила в Терскую область Российской Империи. Северная Осетия граничит с Грузией, Кабардино-Балкарией и Ингушетией. Столицей является город Владикавказ (бывший Орджоникидзе).

Синагога в г. Цхинвал
Синагога в г. Цхинвал
    Евреи появились на этой территории достаточно давно. Видимо, ещё в домонгольский период сюда проникают еврейские купцы. Однако современная еврейская община Северной Осетии берёт своё начало в 19 столетии, с момента окончательного присоединения северного Кавказа к России. Любопытно, что еврейская диаспора Владикавказа является единственной ашкеназской общиной на Кавказе (еврейская община Абхазии также ашкеназская, однако, эта ситуация сложилась в ходе грузино-абхазской войны 1992-1993 годов). Именно в начале 19 столетия во Владикавказе начинают появляться первые евреи. Это были ювелиры, сапожники, эполетчики и другие мастеровые. В последствии к ним присоединились отставные солдаты. В «Сборнике сведений о Терской области» за 1878 год указывается, что численность жителей Владикавказа на 1 января 1877 года составляла 15868 человек, из них евреев – 742 человека: 434 –мужчины, 308 – женщин.

    В дореволюционный период евреи Владикавказа внесли большой вклад в развитие города и области. Многие магазины в центре Владикавказа на Александровском проспекте принадлежали евреям. Это галантерея И. М. Ладыженского, магазины готового платья И. Я. Бернштейна и С. З. Позина, магазин музыкальных инструментов и нот Ф. В. Киндля и т.д. Кроме торговли и ремесел, евреи Осетии оставили заметный след в медицине. Во Владикавказе до сих пор известны имена высокопрофессиональных врачей: невропатолога А. Я. Шмиргильда, окулиста Я. В. Бершанского, стоматолога И. Перлштейна и, конечно, доктора К. А. Исааковича – создателя электросветоводолечебного института.

    В конце XIX и в начале XX вв. в Северной Осетии динамично развивалась еврейская религиозная жизнь. Во Владикавказе функционировало 4 ашкеназских синагоги, также одна синагога горских евреев находилась в Моздоке. Еврейская община уделяла особое внимание образованию: так, существовал Хедер в доме отставного военного Зуруха Винницкого. (Этот хедер могли посещать представители всех сословий). В 1879 году во Владикавказе при синагоге было открыто еврейское трехклассное начальное училище с преподаванием на русском языке (идиш и древнееврейский преподавались, как отдельные предметы). Многие выпускники этого училища впоследствии прославились на научном, военном и экономическом поприщах. Многие владикавказские евреи старались получить не только среднее, но и высшее образование. А ведь сделать это было весьма не просто и в «черте оседлости», ну а за её пределами – почти невозможно. Однако были люди, которые преодолевали все препятствия на пути к заветной цели. Именно таким был выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского Университета, нарком просвещения Терской области, инициатор открытия первого на Северном Кавказе высшего учебного заведения Горского Политехнического института Я. Л. Маркус. Яков Львович всегда был близок к своему народу и до Февральской революции работал во владикавказской еврейской школе рядовым учителем.

    Несмотря на то, что еврейское население Владикавказа и Терской области симпатизировало утверждению советской власти на Северном Кавказе, жители этих мест испытывали те же неудобства, которые являлись характерными и для других регионов советской России в период гражданской войны. Хотя антисемитизм в Северной Осетии был гораздо меньше развит, чем в других уголках СССР, во многом это было обусловлено врождённой толерантностью осетин, что, впрочем, характерно и для других кавказских народов.

    Нужно отметить, что за советский период еврейское население северной Осетии невероятно возросло. Это было связано с притоком евреев-специалистов из европейской части России. Среди них были как представители интеллигенции, нашедшие место в многочисленных научных заведениях, в больницах, школах и т.д., так и квалифицированные рабочие, трудившиеся на заводах, фабриках и в горных шахтёрских поселках (к примеру, в селении Содон). После Великой Отечественной войны во Владикавказе появилось много военных еврейского происхождения. Однако в Северной Осетии (как и во всём СССР) еврейская жизнь постепенно исчезла, сильны были и ассимиляторские настроения.

    Поворотным моментом для евреев республики явилась перестройка. В этот период по всему советскому пространству, а особенно в многонациональном кавказском регионе возникают национально-культурные общества. После армянского «Эребуни» и греческого «Прометей» 31 марта 1989 года во Владикавказе было зарегистрировано еврейское общество «Шалом». Общество было создано усилиями представителей местной еврейской интеллигенции во главе с Е. Л. Эйдельманом и М. Д. Петрушанским (последний ныне является председателем еврейской общины Северной Осетии). С тех пор прошло 15 лет. Несмотря на все сложности, «Шалом» существует. За это время евреям республики пришлось многое пережить, ведь Северный Кавказ – не самое спокойное место в России. Однако они не только с достоинством перенесли все тяготы, но и помогли своим соплеменникам в трудную минуту: еврейская община Владикавказа оказала посильную помощь беженцам из Чеченской республики и из зоны грузино-осетинского противостояния. Издавна евреи старались помогать не только своим единоверцам, но и соседям, попавшим в беду. Поэтому после трагедии в Беслане евреи республики постарались помочь пострадавшим. Кроме финансовой поддержки, во Владикавказском общинном центре создаются программы, связанные с отдыхом и реабилитации школьников и их родителей. Среди врачей, работавших в больницах в те трагические дни, было немало евреев – Т. В. Калаева, А. Г. Арлинская и другие. За свою самоотверженную работу Т. В. Калаева была представлена к награде. Осетины отнеслись с благодарностью к деятельности еврейской общины: однажды утром евреи города обнаружили, что всё свободное пространство у памятника воинам-евреям, погибшим во время Великой Отечественной Войны, усыпано цветами…

    Этой осенью в Северо-Осетинской республике невероятно тяжело дышится. И это несмотря на чистый воздух. В столице или в крохотном горном селе – везде ощущается последствия бесланской трагедии. Еврейская община скорбит вместе со всей многонациональной Осетией. Однако, несмотря на неудачный период, нам удалось посмотреть на еврейскую жизнь республики. Следует отметить, что руководитель общины М. Б. Петрушанский (подполковник в отставке, писатель и общественный деятель) подобрал себе прекрасную команду. Именно эти люди создают незабываемую атмосферу в еврейском центре. Благодаря их усилиям, были созданы воскресная школа и еврейский ансамбль. Очевидно, что еврейская община Владикавказа не исчезнет в ближайшие годы. И не только из-за возрождения еврейской жизни, но и благодаря тёплым и искренним отношениям с осетинами и представителями других народов Северной Осетии-Алании.

Леонид Ланда,
специально для «Ами»
Сайт создан в системе uCoz