"Народ мой" №1 (341) 17.01.2005
В мире Ицхока Башевиса-Зингера В конце декабря 2004 года в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга на Рубинштейна, 3, открылась художественная выставка «В мире Ицхока Башевиса-Зингера», приуроченная к 100-летию выдающегося еврейского прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе.
Уже не одно поколение читателей по достоинству оценивает его произведения, которым свойственны увлекательность повествования, элементы мистики, богатый язык и своеобразный юмор. На сегодняшний день Башевис-Зингер — самый издаваемый и самый читаемый еврейский автор в России. Однако представленная вниманию зрителя выставка — не попытка следовать моде. Напротив — это своеобразный вызов рыночной конъюнктуре, диктующей издателям книг Башевиса в русских переводах уже ставшие дежурными обложки с репродукциями картин Шагала или аляповатые, лубочные иллюстрации. К участию в выставке были приглашены четыре петербургских художника, разных по своим творческим пристрастиям, но единых в серьезном, глубоком интересе к еврейскому культурному наследию, представляющих свое собственное прочтение произведений Башевича — порой неожиданное, но всегда искреннее.
На открытии выставки Евгений Блюмкин Михаил Шапиро Открывают экспозицию работы Михаила Шапиро. Профессиональный дизайнер, в 1991 году он увлекся живописью и с тех пор активно пишет маслом, выставляется, участвует в группе еврейских художников «Пгишот». Используя свой традиционный технический прием: крупное письмо маслом, разжиженным до состояния акварели, по бежевому холсту, служащему и в качестве основы, и как фон произведения, художник продолжает работать в манере, близкой к «наивному искусству». Однако четыре крупные по формату работы, выполненные по мотивам небольшого рассказа Ицхока Башевиса-Зингера «Рукопись», далеки от жизнерадостности, свойственной раннему творчеству Михаила Шапиро. И если в работе «Шибта» (2004), написанной светлыми красками, фигура импозантной дамы вносит лишь слабый диссонанс в душу зрителя, то этот диссонанс усиливается при взгляде на картину «Иду в Варшаву» (2004), выполненную в более темном колорите и полной неясных, тревожащих линий. Пожалуй, в работе «Возвращение» (2004) художнику удается достичь максимального психологического эффекта. Даже не зная сюжетной канвы рассказа, нетрудно догадаться, что перед нами кульминационная сцена — так полно удалось художнику отобразить тему любви и ненависти, виртуозно раскрытую Башевисом-Зингером.
Иным эмоциональным содержанием наполнен цикл работ Леонида Грольмана. Выпускник Ленинградского института текстильной и легкой промышленности, он девять лет проработал инженером-конструктором, пока не принял решение стать художником. Свободно обращаясь с различными материалами, он легко чувствует себя в живописи и графике, а кроме того, создает необычные поделки, сочетая различные материалы, предметы, связанные с той или иной темой, событием или личностью. Для выставки в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга художник создал серию работ по мотивам рассказа Башевиса-Зингера «Как Шлемиль в Варшаву отправился». В них Леонид Грольман придумал и изобразил целый фантастический мир, имя которому — город Хелм. Фантазия художника уходит далеко от литературного источника. Ничто не сдерживает ее — даже технически художник не желает ограничивать себя какими-либо рамками и прибегает к технике коллажа, максимально используя все его возможности. Применяя различные материалы — газеты, цветные листы, бумажный скотч и другие — художник вовлекает зрителя в игру, правила и условия которой во многом остаются загадкой.
Александр Рохлин Леонид Грольман Александр Френкель открывает выставку Александр Рохлин, окончивший в 1983 году отделение керамики и стекла Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной, никогда не ограничивал себя рамками одного вида искусства — живопись, графика, керамика всегда присутствовали в его жизни. Последние годы художник много и удачно сотрудничал с Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга, оформляя издания, посвященные еврейской музыке. На выставке художник представил три графических цикла. Первый цикл решен как театральные декорации к рассказу Башевиса-Зингера «Тойбеле и ее демон». Художник разделил литературное произведение на пять сцен, каждая из которых представляет собой живописный эскиз. Художник достигает в них максимальной психологической выразительности, давая общий план, показывая все действие целиком и тем самым вводя зрителя в обстановку места действия и его атмосферу. Несмотря на то, что театральные работы А.Рохлина впервые представлены зрителям, по выбору выразительных средств и техническому воплощению его почерк легко узнаваем наблюдательному глазу. Два других цикла выполнены по мотивам рассказа «Коза Злата» и роману «В суде моего отца». Исполненные тушью по бумаге, произведения художника полны символов, ассоциаций, они лаконичны и выразительны.
Завершают экспозицию работы известного петербургского графика Евгения Блюмкина. Выпускник Московского полиграфического института, он уже около сорока лет занимается книжной графикой. Одиннадцать цветных гравюр, выполненные в сложной смешанной технике, не только в очередной раз демонстрируют потрясающее мастерство автора, но, прежде всего, удивляют силой его образного мышления. Используя рассказы И.Башевиса-Зингера «Про Нафтали-сказочника и его коня по имени Сус», «Канун Хануки в Варшаве», «Попугай по имени Дрейдл» и другие как повод для полета художественной фантазии, Евгений Блюмкин создает необычные работы, полные философских размышлений о жизни, любви, судьбе…
Искусствовед Наталья Завьялова
Фото М. Хейфеца и В. КосяченкоСайт создан в системе uCoz