"Народ мой" №1 (341) 17.01.2005

В мире Ицхока Башевиса-Зингера

    В конце декабря 2004 года в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга на Рубинштейна, 3, открылась художественная выставка «В мире Ицхока Башевиса-Зингера», приуроченная к 100-летию выдающегося еврейского прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе.

На открытии выставки
Евгений Блюмкин
Михаил Шапиро
    Уже не одно поколение читателей по достоинству оценивает его произведения, которым свойственны увлекательность повествования, элементы мистики, богатый язык и своеобразный юмор. На сегодняшний день Башевис-Зингер — самый издаваемый и самый читаемый еврейский автор в России. Однако представленная вниманию зрителя выставка — не попытка следовать моде. Напротив — это своеобразный вызов рыночной конъюнктуре, диктующей издателям книг Башевиса в русских переводах уже ставшие дежурными обложки с репродукциями картин Шагала или аляповатые, лубочные иллюстрации. К участию в выставке были приглашены четыре петербургских художника, разных по своим творческим пристрастиям, но единых в серьезном, глубоком интересе к еврейскому культурному наследию, представляющих свое собственное прочтение произведений Башевича — порой неожиданное, но всегда искреннее.

    Открывают экспозицию работы Михаила Шапиро. Профессиональный дизайнер, в 1991 году он увлекся живописью и с тех пор активно пишет маслом, выставляется, участвует в группе еврейских художников «Пгишот». Используя свой традиционный технический прием: крупное письмо маслом, разжиженным до состояния акварели, по бежевому холсту, служащему и в качестве основы, и как фон произведения, художник продолжает работать в манере, близкой к «наивному искусству». Однако четыре крупные по формату работы, выполненные по мотивам небольшого рассказа Ицхока Башевиса-Зингера «Рукопись», далеки от жизнерадостности, свойственной раннему творчеству Михаила Шапиро. И если в работе «Шибта» (2004), написанной светлыми красками, фигура импозантной дамы вносит лишь слабый диссонанс в душу зрителя, то этот диссонанс усиливается при взгляде на картину «Иду в Варшаву» (2004), выполненную в более темном колорите и полной неясных, тревожащих линий. Пожалуй, в работе «Возвращение» (2004) художнику удается достичь максимального психологического эффекта. Даже не зная сюжетной канвы рассказа, нетрудно догадаться, что перед нами кульминационная сцена — так полно удалось художнику отобразить тему любви и ненависти, виртуозно раскрытую Башевисом-Зингером.

Александр Рохлин
Леонид Грольман
Александр Френкель открывает выставку
    Иным эмоциональным содержанием наполнен цикл работ Леонида Грольмана. Выпускник Ленинградского института текстильной и легкой промышленности, он девять лет проработал инженером-конструктором, пока не принял решение стать художником. Свободно обращаясь с различными материалами, он легко чувствует себя в живописи и графике, а кроме того, создает необычные поделки, сочетая различные материалы, предметы, связанные с той или иной темой, событием или личностью. Для выставки в Еврейском общинном центре Санкт-Петербурга художник создал серию работ по мотивам рассказа Башевиса-Зингера «Как Шлемиль в Варшаву отправился». В них Леонид Грольман придумал и изобразил целый фантастический мир, имя которому — город Хелм. Фантазия художника уходит далеко от литературного источника. Ничто не сдерживает ее — даже технически художник не желает ограничивать себя какими-либо рамками и прибегает к технике коллажа, максимально используя все его возможности. Применяя различные материалы — газеты, цветные листы, бумажный скотч и другие — художник вовлекает зрителя в игру, правила и условия которой во многом остаются загадкой.

    Александр Рохлин, окончивший в 1983 году отделение керамики и стекла Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И.Мухиной, никогда не ограничивал себя рамками одного вида искусства — живопись, графика, керамика всегда присутствовали в его жизни. Последние годы художник много и удачно сотрудничал с Еврейским общинным центром Санкт-Петербурга, оформляя издания, посвященные еврейской музыке. На выставке художник представил три графических цикла. Первый цикл решен как театральные декорации к рассказу Башевиса-Зингера «Тойбеле и ее демон». Художник разделил литературное произведение на пять сцен, каждая из которых представляет собой живописный эскиз. Художник достигает в них максимальной психологической выразительности, давая общий план, показывая все действие целиком и тем самым вводя зрителя в обстановку места действия и его атмосферу. Несмотря на то, что театральные работы А.Рохлина впервые представлены зрителям, по выбору выразительных средств и техническому воплощению его почерк легко узнаваем наблюдательному глазу. Два других цикла выполнены по мотивам рассказа «Коза Злата» и роману «В суде моего отца». Исполненные тушью по бумаге, произведения художника полны символов, ассоциаций, они лаконичны и выразительны.

    Завершают экспозицию работы известного петербургского графика Евгения Блюмкина. Выпускник Московского полиграфического института, он уже около сорока лет занимается книжной графикой. Одиннадцать цветных гравюр, выполненные в сложной смешанной технике, не только в очередной раз демонстрируют потрясающее мастерство автора, но, прежде всего, удивляют силой его образного мышления. Используя рассказы И.Башевиса-Зингера «Про Нафтали-сказочника и его коня по имени Сус», «Канун Хануки в Варшаве», «Попугай по имени Дрейдл» и другие как повод для полета художественной фантазии, Евгений Блюмкин создает необычные работы, полные философских размышлений о жизни, любви, судьбе…


Искусствовед Наталья Завьялова

Фото М. Хейфеца и В. Косяченко
Сайт создан в системе uCoz