"Народ мой" №3 (343) 14.02.2005

Два вида насилия и связь между ними

    Существуют два вида насилия. Первый – подходит к вам в темном переулке некто и далее – по схемам «дай закурить – нет или да – в морду» или «кошелек или жизнь». Определенная разница с точки зрения травмопункта есть, но суть одинакова – насилие личности над личностью. Обществом и его созданием – государством – осуждаемое. Конечно, в значительной мере на словах, а на деле оказывается очень важно, какой национальности была жертва, а какой – агрессор, много ли было в кошельке, просили ли ребята – ну и что, что были выпимши – на водку или же на что иное и т.п., и т.д. Общественное сознание у нас в России очень, знаете ли, гибкое... может, потому власть гнет в бараний рог народ, причем в диапазоне от Ходорковского до бабушки-пенсионерки и чернобыльцев. Если бы граждане твердо знали, что частная собственность священна, то и их государство иначе бы себя вело, и бандюги бы присмирели.

    Но ведь бывает, что не в темном переулке, а при свете иерусалимского ясного дня, и, вроде бы, легитимно. Сами избрали! Конечно, консенсуса в обществе нет – да и когда у евреев (а они там пока в большинстве) он был – но ведь общество – это всегда насилие. Из 100 примерно 99,9 хотят ходить в штанах и юбках, а 0,1% желают щеголять в неглиже. И когда постовой свистит вслед Ивану Бездомному, который не вполне одет, – это нормально.

    В Израиле началась война – война со своими. Наш кумир Арик Шарон начал очистку «территорий» от евреев. Понятно, что у него есть свои аргументы. И наверняка среди них есть и убедительные – да хотя бы демографические. Есть аргументы – и серьезные – у противников изгнания евреев с политой их потом и – увы! – кровью земли. Не говоря уж о том, что соответствующий пункт проекта закона, который еще не стал (на момент написания статьи) законом, но может им стать, нарушает нормы не только капитализма, но и социализма. Ни в одной, хотя бы полу-, хотя бы на четверть цивилизованной стране не отнимают у людей их собственность, если она приобретена законно. Или, на худой конец, как в России, отнимая, хотя бы изображают законность. Израиль вот-вот окажется большим совком, чем мы! Ибо соответствующий закон отнимает у людей их землю, купленную абсолютно законно.

    Я всегда говорил и писал, что нельзя, сидя в России, осуждать и критиковать израильтян и Израиль. Живи там, жди взрыва в своем автобусе или «касама» в своем дворе – и критикуй на здоровье, уж простите за дурацкий каламбур. Так что я не критикую.

    Но история показывает, что политики недооценивают психологию людей. Чтобы не ходить далеко за примером – это показала даже самая новейшая история России. Молодые перестройщики не учли одного: люди в среднем не хотели жить хорошо и не хотели работать. То есть не настолько хотели жить хорошо, чтобы хорошо работать. Нет, отдельные уроды нашлись, но где они сейчас? Кое-кто остался, полагаю, что сухари сушит. Так учли ли полевевшие израильские правые, как будут смотреть евреи в глаза евреев? Те, кто изгонял, – тем, кого изгонял? Как будут воевать за Эрец Исраэль дети тех, кого вы изгоните с их земли? Как вы, политики, будете смотреть на тех жителей городов и селений, на которых начнут теперь, после трансфера, падать «касамы» – пущенные из новых арабских гнезд террора? Учли ли вы, на каких примерах будут воспитывать новые поколения своих учеников арабские «педагоги»-жидоненавистники? Учли ли вы, кстати, насколько ослабнет помощь Израилю со стороны тех христиан Америки, которые верят в Книгу и считают эту землю именно землей Израиля, а вас – то есть нас – ее хранителями? Учли ли вы все это?

    Многие из вас, господа израильские политики, имеют российские корни. Мне это даже как-то лестно (странно, но факт). Так вот, не имеет ли смысл присмотреться хоть немного к самой новейшей истории этой самой России? Вдруг вы увидите что-то поучительное?

    Но это еще не все. Мы начали с сопоставления двух видов насилия – личного (в темном переулке) и государственного. Эти два вида насилия связаны – ибо государственное насилие всегда делается чьими-то руками. И люди становятся насильниками. Тигр, отведавший человеческой крови, становится людоедом. В этом смысле любой полицейский, любой тюремщик, любой прокурор опасен. Конечно, общество обязано их иметь – но их надо иметь как можно меньше, а тех, что есть, – пореже применять. Потому что в обществе действует закон сохранения насилия – он действует через психологию людей. Когда мы говорим солдату: «Убей», – мы создаем убийцу. Мы, в далекой России, знаем, чем аукнулись нашему обществу Афганистан и Чечня. Может быть, вам следует хоть немного ознакомиться с опытом вашего северного соседа – мы ведь с вами на одном меридиане? Подумали ли вы, как аукнется израильскому обществу трансфер евреев? Неужели вам мало того раскола, который есть уже? Разве роль руководства страны в том, чтобы разделять общество еще сильнее? Некоторые полагают, что нет, что власть должна консолидировать. Честное слово, это более благородная задача.

Леонид Ашкинази
Сайт создан в системе uCoz