"Народ мой" №4 (344) 28.02.2005

Слово раввина
«…Зло есть отсутствие добра.
Само по себе оно реально не существует и
рассеивается в свете добра».
Ребе

     Всем нам приходилось видеть последствия зла. Мы можем прийти к пониманию того, что вызываемое им страдание укрепляет дух человека, что, преодолевая превратности судьбы, человек получает удовлетворение. Но подобные открытия не приносят облегчения страдающему сердцу. Неизбежно у нас возникает вопрос: почему это должно было произойти? Авраам спрашивал Б-га: «Неужели Судья земли не будет судить справедливо?» (Брейшис 18:25). И его вопль отозвался через сотни поколений пропитанной слезами истории.

     Никакие объяснения не могут облегчить боль страдания. Даже самое логичное обоснование остается в лучшем случае теоретическим. Сердце не может примириться с болью страдания. С другой стороны, вера в Б-га не зависит от философских вопросов. Интеллектуальное недовольство не может поколебать веры человека, которая покоится на внутреннем чувстве того, что истинно и реально, что гораздо сильнее логики и выходит за пределы страдания, причиняемого злом.

     В этом и состоит парадокс веры: мы бросаем вызов Б-гу, но принимаем все, что Он делает, ибо признаём Его реальность, не совпадающую с нашей, превосходящую нашу, ибо нам не дано понять Его таинственные пути. Разум борется за то, чтобы найти объяснение случившемуся, а сердце учится любить. Разум пытается распределить по категориям события, вступающие между собой в противоречие, а сердце допускает противоречие. Тяжёлое оскорбление и глубокая привязанность, осуждение и одобрение, страдание и блаженство – всё это находит место в сердце.

     Но мы должны помнить и то, что Б-г дал каждому из нас цель в жизни: совершать и стимулировать добрые дела, поступки, использовать наше время, энергию, знания для того, чтобы пробить стены «сосуда» и увидеть заключённые нём «свет» Б-га. Несмотря на отсутствие удовлетворительного ответа на вопрос о зле, можно – и должно – вести жизнь, полную смысла, содействовать торжеству зла и справедливости, созданию мира, в котором нет питательной среды для зла, а в сердце человека нет места жестокости.

     Как же следует реагировать на такую опустошительную катастрофу, как Холокост? Разумеется, нет объяснения подобному совершенно бессмысленному злу, и мы, казалось бы, должны бросить вызов Б-гу за то, что Он допустил его. Однако этот опыт можно интерпретировать как последнее испытание, которое мы должны встретить с полной решимостью, не допуская, чтобы трагедия нас сковала, с ещё большей приверженностью к силам добра. Независимо от того, сколько времени потребуется миру, чтобы покаяться за Холокост, каждый из нас должен заявить: «Что касается меня, то я не ослаблю своей решимости исполнить моё предназначение и сделать этот мир жилищем для Б-га».

     Каков же лучший способ борьбы со злом и тем страданием, которое оно причиняет? Вера приводит нас к замечательному – и прагматичному – выводу. Мы не должны замыкаться в своих сердцах или умах в попытке ответить на этот вопрос; вместо того, чтобы бесконечно размышлять об отрицательных событиях и явлениях, мы должны сосредоточиться на тех добрых делах, которые можем совершить.

     Мы способны противостоять силам зла, направляя на них свет добра, и уверены, что добро восторжествует. Эта уверенность выходит за рамки обычного оптимизма. Добрые дела человека, совершаемые им на протяжении всей жизни, – это строительные блоки, из которых складывается окончательное торжество добра во всём мире. Делая ещё одно доброе дело, мы склоняем чашу весов, освобождаем накапливавшееся веками сияние, погружаем весь мир в свет знания и доброту Б-га.

Отрывок из книги
«К жизни, полной смысла.
Учение Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона»,

составитель Симон Якобсон
Сайт создан в системе uCoz