"Народ мой" №4 (344) 28.02.2005

«Здесь нет проблемы стать своим»
350 лет еврейского поселения в Cеверной Америке

     Еврейская история в Северной Америке началась ровно 350 лет назад. Вопреки распространенному мнению, будто первопоселенцами были португальские евреи-сефарды из Бразилии, первыми в Северной Америке появились ашкеназы, выходцы из Северной Германии и Польши. Они прибыли в Новый Амстердам из Голландии через Лондон 22 августа 1654 г. на борту корабля с поэтическим названием «Грушевое дерево». Их отбытие из Амстердама совпало с концом Англо-голландской войны (1652-1654), положившей начало закату Голландской республики. Среди них был и легендарный мясник Ашер Леви, первым начавший борьбу евреев за право жить в Америке и быть здесь равноправными.

     Всего через месяц в сентябре на Манхеттене появилась большая группа сефрадов, потомков евреев из Португалии и Северной Африки. Они прибыли на корабле «Санта Катарина» из Ресифе в Бразилии. Незадолго до того португальцы захватили голландские владения в Бразилии и выслали оттуда всех иноверцев – евреев и протестантов. Евреи играли в Вест-индской компании заметную роль, занимались торговлей сахаром, приносившим в те годы сказочные доходы. В Голландии была большая община сефардов, потомков евреев, изгнанных королевскими указами из Испании и Португалии. В Амстердаме община существовала с 1602 г., а в 1675 г в Амстердаме открылась Большая португальская синагога, остававшаяся крупнейшей синагогой Европы в течение 200 лет.

     В Новом Амстердаме прибытие большой группы «португальских исраэлитов» не вызвало восторга. Голландский наместник Питрус Стайвесант жаловался в Амстердам руководству Вест-индской компании, что у прибывших нет правильных паспортов, и они не принадлежат к христианской религии. Он также опасался, что евреи составят конкуренцию местным жителям. Начальство в Амстердаме не проявило восторга от излишней религиозности своего служащего и категорически приказало: «Да будет им позволено приплывать и торговать в Новой Голландии, и также позволено проживать и поселяться там» на основе «здравого смысла и равноправия». Все религиозные претензии наместника дирекция компании отвергла. Ему было строго предписано: «чтоб привлечь туземцев и неверующих к Божьему слову нельзя допускать преследования кого либо из-за его религии и оставить каждому его свободу его совести».

     В 1664 г. Новый Амстердам перешел к англичанам, переименовавшим его в Нью-Йорк. Новая власть сохранила старые свободные порядки. Вильям Бирд, посетивший город в 1682 г., записал, что «здесь больше сект и религий, чем в самом Амстердаме» Многие евреи оставили город с голландцами и переселились на Ямайку, но община осталась и синагога «Шаарит Исраэль» – «остаток Израиля» существует до сегодняшнего дня.

     Нью-Йорк знал разные времена. Здесь никогда не было спокойно. Расизм и ненависть, нетерпимость и предрассудки против религиозных и этнических меньшинств никогда так и не были изжиты. Вместе с тем, принесенные голландцами дух свободы и власть закона никогда не покидали великого города. Они нашли свое завершение в 1791 г. в Первой поправке к Конституции, сделанной по предложению губернатора Нью-Йорка Джорджа Клинтона. «Конгресс не может издать закон в пользу религии или запрещающий свободное ее исповедание; или ограничить свободу слова, или печати, или право людей мирно собираться, и (право) требовать у власти исправления обид». Не удивительно, что Нью-Йорк в течение более ста лет остается домом для крупнейшей в мире еврейской общины. Сегодня в районе Большого Нью-Йорка и в тяготеющих к нему районах Нью-Джерси и Коннектикута проживает свыше двух миллионов евреев.

     Годы, прошедшие со дня прибытия первых евреев в Нью-Йорк в 1624 г. до инаугурации первого в истории города мэра-еврея Эйба Бима в 1974 г., преподали очень важные уроки, которые как никогда актуальны сегодня. Открытость и толерантность стали фундаментальными культурными ценностями, определяющим элементом американской жизни.

     Юбилей широко отмечается в Нью-Йорке и не только евреями. Нам хотелось привести мнения не официальных лиц, а двух очень разных евреев, которых мы повстречали в городе.

     Даниэль Либескинд – работающий в Германии архитектор с мировым именем, автор известнейших сооружений, выигравший конкурс на восстановление комплекса Всемирного торгового центра, разрушенного террористами 11 сентября 2001 г., сказал нам «Здесь действительно великий город. Я впервые попал сюда с мамой и сестрой 14-летним, наверное, одним из последних кораблей эмигрантов. Позже дешевле было уже самолетом. Мы приехали из Польши, не зная ни слова по-английски. До того несколько лет мы жили в Израиле. Там создавали нового еврейского человека, и никто не хотел разговаривать с нами по-еврейски. Считалось, что на идише говорят лишь неудачники. Здесь, в Бронксе, все нас понимали и нам были рады. Мне тогда казалось, что все американцы – великаны, добрые и состоятельные… Удивительно, но здесь действительно все оказалось доступным, хотя мало что дается легко».

     Сева Бродский, музыкант, 8 месяцев в США, играет в подземке: «Мне здесь нравится. Здесь особая атмосфера. Нельзя сказать, что все прекрасно, а тем более чисто и опрятно. Зато в этом городе нет проблемы стать своим. И здесь живет надежда сделать что-то значительное... Знаете, в Нью-Йорке когда-то жил чешский композитор Дворжак. Он провел здесь три года, немного преподавал, написал, наверное, самую чешскую из своих симфоний, вернулся домой и редко вспоминал свой недолгий американский опыт. Здесь же его запомнили и полюбили. Он тут повлиял на всех: от Гершвина до Дюка Эллингтона. Он тут считается тоже своим, американским».

Михаэль Дорфман,
Нью-Йорк
Все права принадлежат Михаэлю Дорфману (с) 2005
Сайт создан в системе uCoz