"Народ мой" №8 (348) 28.04.2005

Монополия на Холокост

     «Новый «Яд ва-Шем» – это провозглашение двух вещей. Во-первых, он говорит, что нигде в мире, ни в Вашингтоне, ни в Берлине, нет такого большого, такого красивого и величественного Музея Холокоста. Это причина, по которой он так построен. И второе – за последние десятилетия Холокост стал кодовым словом для обозначения зла. Но, построив этот музей, Израиль пытается снова получить монополию на Холокост; он наш и только наш, и никакие гуманитарные или общечеловеческие ценности не затенят того, что мы чувствуем в связи с Холокостом», – это слова Тома Сегева, автора экспозиции «Седьмой миллион» в новом Музее Холокоста, посвященной тем, кто выжил в Катастрофе и основал государство Израиль. Экспозиция эта находится в «Яд ва-Шеме» – огромном Музее, открывшемся в Израиле.

     Строго говоря, «Яд ва-Шем» это целое министерство – «Управление по воспоминаниям о героях и жертвах Холокоста», основанное в 1953 году в десятую годовщину начала восстания в Варшавском гетто. Управлению принадлежит монумент – гигантская бетонная стела с вечным огнем и гравировками имен погибших в Катастрофе, Аллея праведников разных наций – 16 тысяч деревьев, каждое в память неевреев, помогавших, спасавших, укрывавших жертв Холокоста (там, кстати, есть и дерево Шиндлера), и Исторический музей с фотографиями, макетами крематориев, другими экспонатами истории. Теперь построен новый музей – гораздо больше, гораздо красивее, гораздо мощнее. Старый музей со временем закроется, и учить историю Холокоста будут по новому пособию.

     Первые годы существования Еврейского государства о Холокосте старались говорить поменьше – воспоминания были слишком свежи. К тому же сознательно израильские евреи старались не ассоциировать себя с шестью миллионами человек, практически не оказавших сопротивления и отдавших себя на заклание, и шире – с обитателями гетто, две тысячи лет терпевшими страшные мучения и унижения. Государство Израиль основали прямые потомки Маккавеев, наследники царя Давида и Исуса Навина. Убийцы англичан, победители арабов,

    осушители болот, вооруженные пахари – первые израильтяне были героями, а не жертвами.

     Холокост снова вошел в их жизнь в 1960 году, когда поймали Адольфа Эйхмана, известного логистика, менеджера и инженера, разработчика и непосредственного руководителя «окончательного решения еврейского вопроса». Поймать, публично судить и повесить одного из главных нацистских преступников было невозможно без того, чтобы вспомнить и подробно обсудить все, что он придумал. Нация победителей начала снова превращаться в нацию жертв. Ситуация, впрочем, никогда не была простой. Израиль не будет существовать без связи с теми, кто остался за его пределами, и как бы ни хотелось некоторым политическим деятелям начать историю с чистого листа и создать нацию израильтян, это невозможно. Для современных евреев память об уничтожении едва ли не важнее Священного писания.

     Приходится использовать гораздо менее красивую идеологию: Израиль – хоть и неадекватная, но все же компенсация за ужасы Холокоста. Одновременно Израиль – единственная гарантия, что Холокост не повторится.

     Чем больше времени проходит, тем очевиднее становится идеологическая ловушка. Довольно распространенный в Израиле аргумент: «Еще живы жертвы Холокоста». Поэтому, например, нельзя играть Вагнера – валькирий гоняли в Освенциме, когда включали печи. Однако совсем скоро живых жертв Холокоста не останется – а дети во втором-третьем поколении имеют обыкновение создавать из ужасных событий прошлого мифологическую кашу.

     Израилю, впрочем, забвение не грозит. Воспоминаниями о героях и жертвах занимается целая служба, в которой есть гигантский архив писем, фотографий и других свидетельств. Огромная их часть будет выставлена в новом историческом музее «Яд ва-Шем» – 4400 квадратных метров, сотни тысяч экспонатов, экскурсии школьников, солдат и иностранных туристов, чудовищные кинокадры и подробности.

     Эта политика приносит плоды. Проведенное в израильских школах социологическое исследование продемонстрировало: восемь из десяти школьников готовы считать себя жертвами Холокоста, несмотря на то что они родились через сорок-пятьдесят лет после его окончания, причем необязательно в семьях выходцев из Европы. Скорее всего, для страны, окруженной миллиардом врагов, это не очень хорошо. Впрочем, существует по крайней мере шесть миллионов мнений том, что лучше для Израиля.

Семен Кваша,
15 марта 2005 г.
http://www.gazeta.ru
Сайт создан в системе uCoz