"Народ мой" №8 (348) 28.04.2005 - "Некуда" №4 (69), апрель 2005

60-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Черно-белая жизнь

    В 1993 году на суд публики был представлен фильм «Список Шиндлера» – работа известного американского кинорежиссера, еврея по происхождению, Стивена Спилберга, отдавшего таким образом дань памяти и уважения своему народу. Прошло уже 12 лет, но интерес к картине не угас до сих пор. Она получила семь наград американской киноакадемии «Оскар», семь премий Британской киноакадемии (BAFTA) и три престижные награды «Золотой глобус».

     Это черно-белое кино. Посмотрев его, вы поймете, почему там не нужны краски. Лишь однажды в нем вспыхнул красный свет, окрасивший фигуру девочки – ангела, спустившегося с небес на помощь страдающему народу.

     Вторая мировая война сыграла роль катализатора, и, словно в искусственно созданном химическом процессе, показала весь ужас человеческой низости. Фильм еще и о том, как люди в мире, расколовшемся на тысячи миров, пытались выжить, спасая себя и своих родных, спасая просто людей, таких же, как они, нуждающихся в помощи, от смерти.

     Мы видим быт обычной еврейской семьи, традиционный уклад жизни. Мы видим тысячи евреев, приехавших в Краков строить свою жизнь, бороться за свое счастье. Мы видим немца-военного, почет, который ему оказывают. Мы видим его усталое лицо и то, что он простужен. Мы видим ресторан и праздник, веселые лица, шампанское течет рекой, и человека, его зовут Шиндлер. Он тоже немец.

Стивен Спилберг
Оскар Шиндлер
    И вот все действующие лица на месте, декорации расставлены, спектакль начинается. Занавес. И будьте искренни с собою, зрители, не стыдитесь своих чувств и не скрывайте эмоций, оплакивайте тех, о ком этот фильм.

    Как ни странно, но именно война открывает нам тысячи дверей и дает массу возможностей для достижения давно задуманного. В этом хаосе для кого-то наступает смерть, а для кого-то только начинается жизнь.

    И вот перед нами типичный немец – капиталист – Шиндлер. Просто умный человек, который понимает, что война – это время делать деньги. И из чисто человеческих соображений о благосостоянии хочет сколотить неплохой капитальчик, воспользовавшись ситуацией, вернуться в Германию и прожить там безбедно до конца своих дней. Он не плохой и не хороший, еще не изверг, но уже и не спаситель. У вас нет четкого мнения о нем. Он вам несимпатичен, но и антипатии не вызывает. События фильма, события жизни раскроют нам его внутренний мир.

    А пока тысячи евреев, простаивая долгие часы в огромных очередях, пытаются получить карточки на право работать, а значит, жить. Разноцветные карточки – билетики в мнимый земной рай, и, если ты художник, музыкант, поэт, тебе там нет места ни сейчас, ни потом.

    Фабрики Шиндлера начинают свою работу. Они оказались как раз тем вторым нелегальным раем для тысяч этих еврейских музыкантов, журналистов, рабочих и даже стариков и инвалидов. Это кусочек мира, но кругом война, кругом ад.

    Толпы людей, словно животных, перевозят с места на место, в лучшем случае распределяют по лагерям, в худшем – везут на смерть. Их расстреливают, а затем душат в газовых камерах и сжигают, кто-то умирает от голода и непосильного труда. Сколько лиц имеет смерть, и как по-разному она приходит к нам...

    Люди превратились в общую серую массу. Их заставили стать таковой. Сила оказалась в руках нелюдей, возомнивших себя богами. И любой намек превосходства над ними жестоко подавлялся.

    Не хочу описывать отдельные сцены, сцены насилия, вы все увидите сами. Вы поймете, что насилие было совершено не над одним народом, а над всем человечеством. Но не бывает так, чтобы зло господствовало всецело. Иначе мир бы уже рухнул.

    Мы видим Оскара Шиндлера, теперь уже спасителя; как постепенно в нем росла волна негодования против существующих порядков, как он сострадал угнетенным. Его не могла не тронуть та драма, что разыгралась вокруг и участником которой он стал вполне осознано. Да и возможно ли было остаться безучастным?

    Люди жили одним днем. Они видели, как расстреливают их близких, их друзей. Смерть приходила неожиданно, никто не знал, что послужит причиной очередной смерти: неверный жест, громко сказанное слово, чья-то прихоть или распоряжение из самых глубин ада: этих людей, ту и еще другую группу, а среди них твоего отца, брата, а может быть, мать пустить на переработку. Переработка – такое странное слово, безликое, разве возможно произнести его по отношению к человеку, к живому мыслящему существу, к личности, наконец. И что оно, это слово, означает?..

    А означает оно то, что забирали все – одежду, вещи личного пользования, остригали даже волосы, ненужными оказывались лишь только чувства и боль истерзанного в страхе и унижениях сердца. Смерть наступала от выстрела в голову или удушья. Затем трупы сжигались. Груды полуистлевших, еще имеющих очертания тел, словно древние курганы, вызывали у живого, трезво мыслящего человека шок. Это безумие лишь действительно безумного оставило бы безучастным.

    Дым разносился по окрестностям, и мы, зрители, ощущали этот тошнотворно-дурманящий запах горелого мяса. А охранники-немцы смеялись и шутили, как черти на празднике смерти. Непонятно, как можно было не содрогнуться от ужаса перед содеянным! Но не было раскаяния, и все новое зло в своей вульгарной наготе представало перед нами. Люди потерялись в своем унижении, для спасения им нужно было иногда молить даже о капле воды, о глотке свежего воздуха.

    Шиндлер помогал как мог, облегчая существование заключенных. Но сердцем он хотел сделать большее. Он сохранил жизнь более тысячи ста евреям. Он победил смерть, отдав за победу все, что имел, оставив себе лишь сожаления о том, что у него больше не было средств на спасение еще хотя бы одной жизни.

София Павелецкая
Сайт создан в системе uCoz