"Народ мой" №9 (349) 16.05.2005

Подлинные и мнимые хасиды

     Репортаж Михаэля Дорфмана «На могиле Рэбе», опубликованный в «Ами/Народ мой» от 14-го января 2005 хорошо и достоверно передает атмосферу, царящую на месте захоронения в Охель Ребе Царя-Мешияха и Учителя нашего, Благословенна Его Память. В репортаже приведены и мои слова.

     «Ну, чего вы беспокоитесь? Заботитесь? Радуйтесь и веселитесь! Пейте вино! Танцуйте и пойте веселые песни! Ведь мы живем во время Мессии! Наше время – удивительное время и все идет к тому, что грядет в мир наш Царь-Мешиях, – говорил наш нью-йоркский друг Миша, бывший инженер из Кишинева, затем эстрадный музыкант из Иерусалима, а теперь любавичский хасид из Бруклина. – Ну какие такие заботы? Антисемиты? Пустое. Зачем о них заботиться. Не наша это проблема. ... Арабы грозят Израилю уничтожением!? Да не беспокойтесь, Г-сподь не допустит!.. Катастрофа, Холокост – ну было, упаси Б-г, но нам-то повезло жить в эпоху Мессии, все близится к освобождению! Пойте, пейте и веселитесь! Грядет возрождение, геула и Ребе-Царь-Мешиях грядет. Посетите лучше могилу Рэбе и вы все поймете».

     Слова эти, обычные в лексиконе любавичских хасидов, отражают фундаментальную основу хасидизма, проповедующего высшую ценность радости бытия. Великие хасидские раввины открыли в Торе мистическое постижение радости, которую можно получить, лишь следуя путем мицвот – заветов Г-сподних и мистическим единением хасида с Рэбе, поддерживающего нас в бедах и трудностях. Радость у хасидов – следствие исполнения заветов, исконное еврейское свойство. Трудно было себе представить, что еврейская радость способна вызвать недоброе раздражение у человека, называющего себя евреем, тем более злые и несправедливые упреки в «мнимом хасидизме».

     Не знаю, известный ли мне доктор Алекс Риман или его тезка написал статью «Хасиды ХАБАДА подлинные и мнимые» в выпуске от 30-го марта 2005 года, но ясно, что он не имеет отношения к ХАБАДу и слабо понимает, о чем пишет. Вероятно, в статье Римана упомянуты замечательные ребята и даже хорошие евреи. Риману надо ясней выражаться, чтоб сделать понятным, за что их все-таки наградили, и при чем здесь светская женщина Ася Энтова, приехавшая на съезд ХАБАДа с откровенно антисемитским предубеждением «о паразитизме досов», от которого она там избавлялась. Слово «дос» по-русски означает просто набожных евреев. И зачем неприличные в еврейской беседе противопоставления «бородатых раввинов» и «безбородого юноши», граничащие со злословием, которое, как известно, у евреев смертный грех, хуже убийства. Потому, что убийца лишает жизни лишь одного человека, в то время, как клеветник поражает и свою жертву и того, кто слушает. И зачем повторять оскорбительные намеки врагов ХАБАДа, якобы «хасиды не сидят сложа руки, ожидая Мессию»? И зачем было оскорблять меня, подвергая сомнению мою искреннюю веру?

     Ни в коем случае не преуменьшая роль хабадников-посланцев Рэбе в строительстве и обороне Страны Израиля, все же не думаю, что Александр Риман из Сдерота, как и не известная нам «светская женщина госпожа Энтова из Карней Шомрон» способны квалифицированно судить и рядить о подлинном и «мнимом» хасидизме. Очевидно, что им хочется примазаться к хорошему делу для саморекламы. Дело не только в неприемлемом между хабадниками лексиконе статьи, а в мрачной ожесточенности тона, которого не встретишь среди хасидов Рэбе. Нет в его статье радости, которая приходит от постижения секретов Торы. Не чувствуется там радости быть евреем. Нет и малой доли любви к другим евреям, которая естественно приходит от исполнения заветов и еврейской учебы. Начав с оскорбления меня, Александр Риман брызжет злостью по отношению к другим евреям. Судя по письму, Риман из тех евреев, что, начав за здравие, обязательно кончает за упокой. Независимо от намерений, Риману не хватает еврейских знаний. Потому принципы, по которым написана его статья, далеки от следования путями Торы, который, как мы верим, единственно несет освобождение Стране Израиля, всему еврейскому народу и лично каждому еврею.

     В канун праздника освобождения Песах я хочу пожелать редакции и читателям газеты «Ами» больше рассказывать о выходе из Египта от рабства к свободе, как будто это произошло с нами самими. И каждый, кто будет рассказывать больше, – будет благословен веселым и кашерным праздником.

     Хаг самэах у-кашер.

Менахем-Мендл Фельдман,
хасид из Бруклина.
Сайт создан в системе uCoz