"Народ мой" №9 (349) 16.05.2005

О журнале «Корни»

    Являясь давним читателем и автором журнала «Корни», сегодня, когда вышел уже 24-й номер, завершающий его 10-летие, хотел бы поделиться мнением о содержании журнала, а также о позиции редакции. Позиция эта, как мне кажется, ясно и четко отражает представление о месте журнала среди других изданий, ориентированных на еврейскую аудиторию. «Корни» обращены к обычным, рядовым евреям, к тем, кого на иврите называют амха, кто в силу известных исторических причин и обстоятельств оказался оторван от традиции, от знания, словом, от самой почвы еврейской жизни. Поэтому главной задачей «Корней», если судить по публикуемым статьям, стало просветительство.

    Не случайно вплоть до последнего времени журнал был вестником Народного университета еврейской культуры в Центральной России и Поволжье, а с 2004 года стал общественно-публицистическим и культурно-просветительским журналом еврейских общин России, Украины и других стран СНГ. В смене «подзаголовка» отразилась характерная эволюция журнала и редакционной политики. Журнал все более приобретает черты нашего, общинного, то есть такого, где каждый еврей может высказать свою точку зрения, свой взгляд в надежде быть услышанным.

    Интерес к журналу растет и потому, что редакция не избегает постановки острых, вызывающих порой ожесточенную полемику вопросов, дает авторам возможность излагать разные мнения и оценки, не стремясь ни к «единомыслию», ни к плоско понятой «политкорректности». Разнообразны сами жанры авторских статей и выступлений: наряду с «чистой» публицистикой печатаются и материалы «академического» характера, находят свое место подлинные документы эпохи и личные мемуарные свидетельства, представлены материалы, имеющие прямое отношение к культурному наследию, отклики на «злобу дня».

Владислав Шаевич Кривонос, доктор филологических наук, профессор Самарского государственного педагогического университета, заслуженный работник высшей школы РФ.
    …А теперь несколько слов о некоторых материалах «новых» «Корней».

    Меня, как специалиста-филолога, особенно заинтересовали работы, посвященные еврейской теме в русской литературе. Так, в № 21 весьма полезной показалась статья В. Ефремовой «Еврей в России», в которой подробно характеризуется позиция Лескова по «еврейскому вопросу», изложенная в его известной книге, и сегодня не утратившей свою актуальность. Писатель, подчеркивавший значение «родства духовного» в человеческих отношениях, стремился разрушить, как доказывает автор статьи, типовые антиеврейские мифы; его взгляды отличались (в сравнении со взглядами многих его современников) толерантностью, открывавшей возможность диалога и взаимопонимания. Помещенная здесь же статья Э. Менделевича «Максимилиан Волошин и еврейская культура» в весьма привлекательном свете рисует фигуру большого русского поэта, постоянно проявлявшего глубокий и неподдельный интерес к историческим судьбам еврейского народа.

    В специальную заслугу коллективу редакции надо поставить номер, посвященный Моисею Тейфу, самобытному поэту и человеку трагической судьбы, о сложных перипетиях которой большинству читателей, как можно предположить, до выхода журнала по-настоящему известно было немного. С особым интересом читаются прежде всего документы и мемуарные свидетельства, восстанавливающие образ Тейфа таким, каким он сложился и запечатлелся в памяти близких и друзей.

    Отдельно надо сказать о напечатанных в № 22 «Лагерных стихах» Тейфа, переведенных с идиша на русский М. Ратнером. Отдадим должное переводчику, врачу по профессии, любителю поэзии и хорошему человеку: благодаря его усилиям читатели журнала впервые знакомятся с неизвестными им горестными и трагическими страницами творчества поэта. Но не могу не пожелать, чтобы при переиздании «Лагерных стихов» переводчику-любителю помог бы отшлифовать его переводы поэт-профессионал, а опытный редактор осуществил бы стилистическую правку. Это нужно для того, чтобы как можно точнее донести до читателей выстраданные в тяжелейших условиях слово и мысль поэта, который в страшные годы сталинского этноцида сумел стать голосом духовно обездоленной и физически обессиленной еврейской общины.

    …Журнал «Корни» вселяет в читателей надежду, что еврейская ветвь в России, Украине и в других странах СНГ все же, вопреки пессимистическим прогнозам, не «засыхает», что евреи не «уходят» отсюда окончательно, что у еврейской общинной жизни есть здесь исторические перспективы.

Владислав Кривонос,
г. Самара
Сайт создан в системе uCoz