"Народ мой" №10 (350) 31.05.2005

Мемориал жертвам Шоа (Холокоста) открыт

     Возможно ли в архитектуре воплотить факт массового убийства? Как можно связать идеи архитектора с той информацией, которую мы хотим сообщить людям? Эти вопросы ещё раз прозвучали на пресс-конференции накануне открытия мемориала евреям, погибшим во время Шоа (Холокоста) на территории Европы. Открытие мемориала состоялось 10 мая после празднования Дня освобождения Европы и Дня Победы в России.

     Само принятие решения о создании этого памятника, процесс отбора проектов и выбор окончательного варианта мемориала сопровождались дебатами на протяжении семнадцати лет. Обсуждался, в частности, вопрос: почему не идет речь о других народах, цыганах, гомосексуалистах и инвалидах.

     Мемориал расположен между Бранденбургскими воротами и Потсдамской площадью, там, где во времена существования Берлинской стены находилась мертвая зона – территория, за попытки пересечения которой наказывали смертью. Памятник занимает площадь в 19073 кв.м. и представляет собой 2711 серых бетонных стел различной высоты. На возведение памятника было потрачено 27,6 млн. евро из средств бюджета Федеративной Республики Германии.

     В юго-восточной части под архитектурным сооружением расположен информационный центр, предоставляющий материалы о Холокосте. Комната семей, комната имен, комната мест и комната масштабов являются частью данного центра и рассказывают истории уничтожения целых семей. Посетитель узнает о масштабах Холокоста, о географии распространения геноцида, основываясь на материалах, полученных от людей, выживших в концлагерях или их родственников, находившихся во время войны за пределами Европы. Памятник открыт для посещения круглые сутки, количество посетителей не ограничено.

     «Этот мемориал должен стать местом памяти, перейти границу между познавательной информацией и изучением истории, а также местом скорби по умершим, он должен составлять единое целое», – считает Вольфганг Тирзе (Wolfgang Thierse), председатель Бундестага Германии.

     По словам архитектора мемориала Петера Айзенмана (Peter Einsenman): молчание – основная идея замысла. «Отсутствие имен на стелах – не отсутствие уважения к жертвам, имена превратили бы стелы в надгробия, – отмечает он. Это была идея надежды, молчание означает не полную тишину, а тихое повествование».

Анна Винник
Фото автора
Региональный институт прессы (С.-Петербург)
Сайт создан в системе uCoz