"Народ мой" №11 (351) 16.06.2005

Фашизм. Новая религия?
(Илюшенко В.И. Ксенофобия. Национализм. Фашизм. Лики русского неонацизма – М.: Academia, 2005)

     1 июня в Независимом пресс-центре состоялась презентация книги политолога Владимира Илюшенко «Ксенофобия. Национализм. Фашизм. Лики русского неонацизма», изданной МБПЧ в рамках проекта при поддержке ЕС. В ходе презентации помимо автора книги выступили Уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин, директор МБПЧ А. Брод, правозащитник В. Борщов, зам.председателя Московского антифашистского центра В. Дашевский, председатель Российской секции МОПЧ В. Новицкий. Демонстрировался видеосюжет о неонацистском митинге 29 мая на Пушкинской площади Москвы.

    * * *

     О чем книга, понятно уже из названия – куда уж яснее! Вопрос поставлен ребром: не только, что такое русский неонацизм и как он заявляет о себе, но, главным образом, почему он вообще появился у нас – в стране, которая после Великой Отечественной получила к фашизму, казалось бы, такой стойкий иммунитет. Илюшенко исследует фашизм как духовный феномен. На развалинах Империи, которой был Советский Союз, в ситуации идейного кризиса оказались миллионы людей. Потеря уверенности в себе, в своем настоящем и будущем сделала их необычайно уязвимыми, восприимчивыми к простым и понятным «истинам» национал-экстремистов, и на место отживших коммунистических идеологем пришли новые, профашистские – искусно замаскированные под патриотизм.

     «Фашизм – это, прежде всего, вера, особый вид веры», – неоднократно подчеркивает автор, поясняя механизмы распространения неонацизма в обществе. И нацизм, в таком случае, выступает как «перевернутая», «альтернативная» религия, у которой есть «свое «священное писание», свои предания, своя мифология, свои святые, свои мученики, фанатики, свои ритуалы, имитирующие священнодействие. У нее своя тоталитарная мистика, альтернативная система ценностей. Неслучайно столько внимания в книге уделено сложным отношениям между фашизмом и язычеством, фашизмом и православием, где ярко очерчена поистине героическая фигура о. Александра Меня, убийство которого ознаменовало для России начало нового Смутного времени.

    В числе безусловных достоинств сборника следует отметить освещение таких основополагающих в данной тематической плоскости понятий, как «патриотизм», «национализм» и «национальное» и др., – оболганных, скомпрометированных национал-экстремистской печатью и как никогда нуждающихся в реабилитации. Видно, действительно пришло время расставить точки над i и внятно объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.

     Что патриотизм – «это негромкое, сокровенное чувство, которое не выставляют напоказ». Что, в противоположность ему, лжепатриотизм – «это патриотизм как профессия, патриотизм с пеной на губах, с перекошенным от злобы лицом, приятие любой подлости, если она исходит от «наших». Что нужно уметь разделять естественное и нормальное чувство национальной гордости и «гипертрофированное, деформированное национальное чувство, составляющее ядро национализма». Что стоит всерьез задуматься, когда с неонацистскими лозунгами выступает православный священник…

     Не стоит, однако, полагать, что терминологический диспут первостепенен для автора. Илюшенко не только ученый, но и яркий публицист, талантливый фельетонист, грамотно стилизующий ура-патриотический стиль фашиствующих литераторов. Книга получилась живой, динамичной, язык статей эмоционален, экспрессивен. Она проникнута болью, неподдельной тревогой за будущее России.

     В статье, датированной 1992 годом, Владимир Илюшенко характеризует начало 90-х как «период цветения» русского фашизма. Сегодня, по прошествии более чем десяти лет с момента «цветочков», мы пожинаем богатые плоды неонацизма и позволяем взращивать новую поросль. Ответственность за это, считает Илюшенко, ложится не только на власть, но и на все общество, интеллигенцию и на Церковь, частично подпавшую под влияние националистов.

     Еще не поздно объединить усилия. Но с каждым годом ситуация усугубляется, а реального противодействия фашизму до сих пор нет, и грозным предупреждением звучат вынесенные в предисловие слова автора: «Я убежден, что если власть и общество не осознают масштабов грозящей опасности и не примут действенных мер для борьбы с ней, этнический детонатор обязательно сработает, и Россия будет разорвана на куски».

Московское бюро по правам человека
115455, Москва, а/я 6.
Тел.: 959-27-45, 506-02-24, 507-47-33, (926)202-8-038
E-mail: mucsj@rambler.ru
Сайт создан в системе uCoz