"Народ мой" №12 (352) 30.06.2005

Слово раввина

     Дорогие друзья!

     Шавуот — праздник седмиц (хаг гашавуот), названный так потому, что он празднуется к концу семи недель «с того времени, как появляется серп на жатве» (Второзаконие 16, 9).

     Шавуот относится к числу трех праздников (шалош регалим), о соблюдении которых было указано сынам Израилевым еще тогда, когда они странствовали в пустыне Синая по исходе из Египта. Об этих трех праздниках (Песах, Шавуот и Суккот) так сказано в Пятикнижии Моисеевом: «Три раза в году пусть являются все мужчины твои перед лицом Господа Б-га твоего на месте, которое Он изберет: в праздник мацот — опресноков, в праздник шавуот — седмиц и в праздник суккот — кущей».

     Как и другие праздники, Шавуот празднуется в Израиле один день, а в диаспоре два дня. Начиная с этого праздника, при приношениях в Храме разрешалось употреблять пшеницу нового урожая. Приношение в Храм новых плодов — первинок — (бикурим) также начиналось со дня праздника Шавуот. Оттого он и называется праздником первинок — (хаг габикурим). Стоит отметить, что приношение первинок в Храм Иерусалимский сопровождалось большой торжественной церемонией — народным шествием. Все это описано подробно и красочно в талмудической литературе. Но в этот самый месяц Сиван (сиван), третий месяц после исхода сынов Израилевых из Египта, имело место величайшее событие в истории еврейского народа. В шестой день месяца народ, стоявший у подножия горы, услышал с вершины Синая десять великих заповедей, и в этом Откровении Б-жьем даны были народу нашему указания и уставы, составляющие Тору Моисея. И особенно понятно, что после разрушения Иерусалимского Храма, когда праздник жатвы, праздник первинок потерял свое актуальное значение, праздник Шавуот отмечается как праздник дарования Торы. И так гласит молитва в день этого праздника: «И дал Ты нам, Господь, Б-г наш, по любви установленные дни для веселья, праздники и времена для радости, и день праздника этого Шавуот, время дарования Торы нашей, священное собрание в память Исхода из Египта».

     В молитвах и в той части Торы, которая читается в этот день в синагогах, упоминается, что праздник этот является также праздником жатвы и первинок; синагоги и дома многих общин украшаются цветами и зеленью, но во всей полноте своего содержания этот день празднуется как день получения Торы.

     Два объяснения даны, почему в Шавуот читают Книгу Рут. Первое: ибо происшествие, описанное в этой книге, произошло «в дни жатвы», а второе: по преданию в день Шавуот скончался царь Давид; в конце Книги Рут дана родословная царя Давида, по которой Рут, моавитянка, принявшая еврейство, была прапрабабушкой царя Давида.

     Еще раз подчеркнем, что праздник Шавуот воспринимается евреями как день дарования Торы. Вот почему и все молитвы этого дня находятся в связи с этим событием и Десятью Заповедями. Есть обычай в ночь на этот праздник читать так называемый Тиккун — сборник отрывков из начальных и конечных строф каждого раздела Пятикнижия, каждой Книги пророков, а также каждого трактата Мишны. Обычай бодрствовать всю ночь, читая Тиккун-Шавуот, весь Псалтырь и специальные части Талмуда, по-видимому, древнего происхождения. По мнению составителей Тиккун-Шавуот чтение этих отрывков равносильно прочтению этих книг в полном объеме.

     С прошедшим праздником Вас, здоровья, мира и благополучия Вам и Вашим близким!

Раввин
Менахем-Мендл Певзнер
Сайт создан в системе uCoz