"Народ мой" №13 (353) 14.07.2005

Прокуроры больше не будут читать «Шульхан Арух»

    МОСКВА (JTA) – Буря протестов, поднятая еврейскими организациями и израильскими политиками, заставила российские власти прекратить следствие по делу российской еврейской организации в связи с публикацией ею религиозной еврейской книги.

    Однако российские и американские правозащитники призывают сохранять бдительность, чтобы вовремя предотвращать подобные инциденты в будущем. «Разве недостаточным поводом для нашего беспокойства является тот факт, что прокуратура всерьез рассматривала это дело довольно продолжительное время? – сказал раввин Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР), ставшего объектом расследования. – Прокуратура не должна делать никаких юридических заключений по религиозным текстам. Если кому-то не нравится то, что написано в традиционных религиозных текстах, это может, в крайнем случае, стать предметом добровольного межконфессионального диалога».

    Интерес прокуратуры к КЕРООР возник после того, как в начале года получило распространение антисемитское письмо, в котором свод законов «Шульхан Арух» квалифицировался как экстремистский и антихристианский текст. КЕРООР в 1999 году опубликовал русский перевод краткой версии этого средневекового еврейского текста.

    Проверка прокуратурой текста еврейского традиционного источника возмутило израильские власти и лидеров международных еврейских организаций, которые заявили, что вся эта история напоминает им гонения на евреев при царизме и религиозные диспуты, навязанные евреям католической церковью в Средние века. Марк Левин, исполнительный директор американской организации NCSJ, занимающейся защитой интересов евреев в бывшем СССР, сказал, что до сих пор неизвестно, что же на самом деле спровоцировало этот инцидент.

    «Мы все рады, что следствие закрыто, однако это не дает ответа на вопрос, почему оно вообще было заведено, – сказал он. – Такого рода вещи не должны происходить в обществе, которое пытается воспитывать толерантность и плюрализм».

    Прямое давление на Россию со стороны Израиля, а также местных и зарубежных еврейских организаций, привело к решению закрыть дело, – считают наблюдатели в Москве. Израильские и российские СМИ также отметили, что сообщение о закрытии дела совпало по времени с визитом в Москву израильского вице-премьера Эхуда Ольмерта, который приезжал в Москву на переговоры по экономическому сотрудничеству двух стран.

    Когана, который был редактором русского издания текста «Кицур Шульхан Арух», за этот год несколько раз допрашивали в прокуратуре. Как рассказал Коган, во время беседы с прокурором Басманной межрайонной прокуратуры Москвы на прошлой неделе ему пришлось сделать заявление о том, что евреи и иудаизм не имеют никаких претензий к христианству. Корреспонденту JTA он сказал, что был поражен, обнаружив в материалах дела заключение ученого-эксперта, который утверждает, что иудаизм считает христиан идолопоклонниками.

    «Если мы не будем развенчивать подобные мифы, нападки на нас не прекратятся», – сказал Коган, напомнив, что впервые интерес к деятельности КЕРООР и изданной им книге прокуратура проявила еще в 2002 году. Тогда в жалобе, направленной в прокуратуру известным националистом, эта книга называлась «фашистской».

    Напомним, как развивались эти события. Три недели назад московская прокуратура отказалась открыть уголовное дело против авторов письма, призывающего российские власти запретить еврейские религиозные организации как экстремистские. Однако спустя две недели прессе стало известно, что прокуроры продолжают предварительное расследование деятельности еврейской организации, опубликовавшей «Шульхан Арух», который авторы антисемитского письма приводят в качестве подтверждения своего обвинения. Между тем, это событие подвигло российские еврейские организации, которые бесконечно ссорятся друг с другом, выступить единым фронтом против действий прокуратуры.

    Письмо, впервые появившееся в январе, и подписанное, среди прочих, 20 депутатами Госдумы, призывало власти расследовать деятельность еврейских религиозных организаций в России, которые в своей работе руководствуются «моралью Шульхан Арух», сводом еврейских законов, содержащим, как утверждают авторы письма, нормы, оскорбительные для православных христиан.

    Нечасто центральные российкие газеты печатают на первых полосах раввинские комментарии к классическим еврейским текстам. Однако это произошло в конце июня, когда «Известия» опубликовали подробный комментарий Пинхаса Гольдшмидта, главного раввина Москвы и главы раввинского суда, входящего в КЕРООР. Гольдшмидт предложил вниманию широкой публики свои пояснения некоторых пассажей из «Шульхан Арух», которые особенно возмутили авторов антисемитского письма. В частности это положение, запрещающее еврею обучать ремеслам нееврея, а еврейской женщине помогать нееврейке при родах.

    В своих комментариях газете Гольдшмидт пояснил, что подобные законы и запреты были введены в древние времена – некоторые в дохристианскую эпоху, более 2.500 лет назад – и относились к идолопоклонникам, а не к христианам. И хотя его пояснения могут помочь российской публике разобраться в сути возникшего спора, касающегося малоизвестных еврейских законов, Гольдшмидт сказал корреспонденту JTA, что ему было неловко предоставлять газете такие комментарии.

    «Я был вынужден войти в роль своего предшественника раввина Якова Мазе, – сказал Гольдшмидт, имея в виду главного раввина Москвы, который выступил в качестве эксперта в ходе процесса по делу Бейлиса в 1913 году. «Проблемы, которые казались актуальными тогда, вновь преследуют Россию сегодня», – сказал Гольдшмидт.

    Выразив свою озабоченность в связи с «делом «Шулхан Арух», руководство ФЕОР посчитало нужным обратить внимание на происхождение русского перевода, который привлек к себе внимание националистов и прокуратуры. Лидер ХАБАДа и один из главных раввинов России Берл Лазар напомнил на этой неделе израильской религиозной газете «Хадашот», что издатель «Кицур Шулхан Арух» председатель КЕРООР Зиновий Коган – реформист, и «поэтому он просто не понимает все эти тонкости», то есть необходимость крайней щепетильности при издании переводов еврейских религиозных источников. Лазар назвал скандал вокруг прокурорской проверки «той ценой, которую мы платим» за некомпетентность реформистского лидера.

    КЕРООР опроверг это утверждение Лазара, напомнив, что русский перевод «Кицур Шулхан Арух» был выполнен не Коганом, а Александром Кутуковым, ортодоксальным евреем и исследователем, работавшим в ортодоксальной московской ешиве «Охалей Яаков».

    В связи со скандалом вокруг «Шулхан Арух» и антисемитскими письмами по поводу этой книги лидеры двух российских еврейских организаций призвали руководство Социалистического интернационала не принимать в объединение социал-демократических, социалистических и рабочих партий российскую партию, лидеры которой подписали антисемитское письмо.

    В своих заявлениях ФЕОР и Российский еврейский конгресс (РЕК) напомнили лидерам Социалистического интернационала, что большинство российских парламентариев, подписавших письмо, – представляют партию «Родина», левую националистическую партию, одну из четырех российских политических партий, представленных в нынешнем составе нижней палаты российского парламента.

    В последнее время появились сообщения, что Социалистический интернационал сейчас рассматривает заявление «Родины» о вступлении в объединение. Лидеры ФЕОР заявили на конференции в Москве, что членов «Родины» переполняет антисемитизм и ксенофобия.

    «Ни один из них не извинился, – говорится в заявлении президента РЕК Владимира Слуцкера о членах «Родины», подписавших письмо. – Ни один из них не был исключен из партии или из парламентской фракции Родины».

    Между тем, лидер «Родины» Дмитрий Рогозин написал письмо Гольдшмидту, в котором дистанцировался от членов своей партии, подписавших антисемитское письмо. Он написал, что, по мнению его партии, теологические источники не могут служить основанием для любого судебного преследования кого-либо, вне зависимости от того, о какой религии идет речь. Он выразил сожаление, что письмо подписали члены его партии и осудил антисемитизм и ксенофобию. И, тем не менее, Рогозин не упомянул о каких-либо санкциях, которые будут применены к 14 депутатам парламента от партии «Родина», подписавшим антисемитское письмо.

    Гольдшмидт сдержанно приветствовал письмо Рогозина и сказал, что ожидал бы от Рогозина более серьезной реакции – например изгнания подписавших письмо законодателей из партии. Он сказал, что ситуация, созданная антисемитским письмом, и последовавшая реакция прокуратуры подтверждают факт того, что антисемитизм используется в политических целях, особенно при подготовке к будущим парламентским выборам в конце 2007 года. «Хотим мы того или нет, но религиозный антисемитизм уже стал важным фактором в предстоящих выборах», – сказал Гольдшмидт.

Лев Кричевский
Сайт создан в системе uCoz