"Народ мой" №13 (353) 14.07.2005

Армяно-еврейские параллели

     Для еврейского народа само это слово – геноцид – является олицетворением самого черного периода в истории. Однако было еще одно злодеяние, о котором не нужно забывать, – геноцид армян в Турции. Не зря один из руководителей немецких нацистов сказал в 1938 году : «армян забыли и евреев забудут…» До сих пор ни одна страна мира (кроме собственно Армении и Франции) не рассматривает преступления младотурецкого правительства в качестве геноцида, до сих пор сотни тысяч амшенских (турецких) армян не знают, где погибли их предки, ставшие безвинной жертвой Первой мировой войны. Однако, так или иначе, все чаще возникает вопрос, откуда взялись эти армяне? И что же в действительности произошло в 1915 году?

     Когда речь заходит о евреях, часто вспоминают и армян. Почему? Из-за близости судеб. Как и евреи, армяне разбросаны по всему миру, как и евреям, этому народу принадлежит лишь небольшая часть их исторической родины (восточная Армения) , как и евреи, они скорбят о своем великом прошлом…

     Память о прошлом – одна из важнейших составляющих сознания армян. Память о древней армянской государственности, о эпохе Тиграна Великого, о золотом веке армян имеет явно, если не религиозную, то точно эсхатологическую окраску.

     Армянский поэт 16 века так описывает повседневные мысли своего соплеменника:

    «Праздников мне нет, будни день за днем.

    Вертелом пронзен, я сожжен огнем,

    Но не пламень жжет, память о былом»

     Любопытно, что по смыслу армянские сказания близки еврейским. Вот что сказано в поэме 11 века «О добрых делах», где показываются народные чаяния: «Не станет в стране несчастий, не будет горя и врагов, воров и разбойников. Придет любовь и веселье, радость и ликование, ложь исчезнет, и умножится правда, и вся страна наполнится добротой. Где ад кромешный? Он сгинул. Где враги? Они разгромлены. Где поработители? Изгнаны, они уничтожены, их нигде нет, и никто в мире не вспоминает о них, и тогда соберется в свою страну рассеянный по всему свету армянский народ. И армяне придут отовсюду, куда они были изгнаны нечестивыми, погаными ордами мучителей». (В. Хечумян. К добрым временам. Армен.лит., 1983, номер 1, с.54-55)

     Много веков армяне не имели своего государства, а на их земле господствовали разные мусульманские правители. Лишь после русской революции на восточных армянских землях были созданы сначала независимая, а потом советская, Армения (ныне Республика Армения). Так как у армян не было своего государства (хотя жили они на своих исконных территориях), армянская история изобилует кровавыми погромами и насильственными обращениями в ислам целых общин. С началом Первой мировой войны место погромов и издевательств занимает продуманный и последовательный геноцид, в ходе которого официальные власти Турции пытались оспорить право армян на существование.

     В многочисленных турецких источниках указывается, что армянские погромы и даже ужасная резня 1914 –18 годов являются следствием сепаратизма самих армян и были лишь ответными действиями властей на вылазки армянских бандитов. Однако, если ознакомиться с историческими реалиями того времени, картина предстаёт совсем в ином свете… Понятие родной земли у армян 19 – начала 20 века носит скорее сакральный, мифологический, чем реальный характер. Значение родины у армян было близко, в некотором смысле, к статусу Иерусалима и Эрец-Исраэль у ортодоксальных евреев. Даже такие партии, как Дашнакцутюн в начале своей деятельности, считали, что возрождение армянской государственности – процесс крайне длительный, и в качестве задачи номер один видели достижение национально-культурной автономии.

     Боевые армянские организации на территории Турции действительно существовали, однако, по сути, являлись отрядами самообороны, защищавшими армянское население от постоянных нападений турецких банд. В некоторой степени аналогом таких отрядов являлись боевые формирования Хаганы в подмандатной Палестине и даже организованные после кишиневского погрома 1903 года группы БУНДа и Поалей-Цион. При всей своей храбрости и самоотверженности, армянским отрядам самообороны так и не удалось спасти сотни мирных жителей (хотя именно благодаря этим людям множество армян смогло спастись в России, Европе и Америке).

     Как же все начиналось? Революция младотурков 1909 г. открыла перед армянским народом новые перспективы, казалось, жизнь начинает налаживаться. Программа младотурков резко осуждала внутреннюю и внешнюю политику Османской империи, обещала существенные реформы, такие, как предоставление национальным меньшинствам широкой автономии. В частности, возвращение армянским крестьянам земель (отнятых у них турецкими феодалами), прекращение дискриминационной политики по отношению к армянам и т. д. Разрешено было создание армянских школ: к началу 1914 года только в Трапезунде, Самсоне и Орду функционировало 96 армянских школ, где обучались тысячи учеников. На фоне приведенных выше данных может сложиться впечатление, что кровавые события, происходившие в Османской империи, остались в прошлом, что жизнь армянского населения Турции стремительно налаживается, но увы…

     В результате переворота 23 января 1914 года было сформировано новое правительство во главе с представителями экстремистского крыла младотурков. В начавшейся Первой мировой войне Турция поддержала Германию и, как результат, её политика была полностью подчинена интересам кайзера. Уже в начале 1914 года вновь начались армянские погромы. Во всех своих неудачах младотурки пытались обвинить армян. Многие армяне, предчувствуя беду, старались покинуть Турцию (в основном иммигрировали в Россию, на черноморское побережье Кавказа, где их потомки живут и сейчас), другие надеялись, что погромы прекратятся. Они верили в справедливость правительства. В декабре 1914 года турецкая армия (в которой служило немало армян) терпит поражения на кавказском фронте. В начале 1915 года русские войска занимают Эрзрум и Трапезунд. Возникает угроза потери Стамбула. Для выхода из сложившейся ситуации турецкой правительственной идеологии срочно был нужен образ врага .И врага нашли… Когда турки заняли Эрзрум и Байбурт, они окружили армянские кварталы и начали поголовное истребление населения. Лишь одному армянину, Давиду Хачяну, удалось сбежать из Байбурта. Он сообщил о грозящей армянскому народу опасности главам армянской церкви, однако ему не поверили. Представители духовенства предпочли довериться честному слову главы Байбурта Джемалю Азми, который разъяснил священникам, что речь идет о простой эвакуации населения из приграничных районов. К сожалению, подобным заявлениям верили многие представители армянской интеллигенции и духовенства. Люди не могли представить себе масштабов разыгравшейся трагедии. В начале июля правительство Турции решило избавиться от элиты армянского народа: десятки влиятельных армян были арестованы и расстреляны. За лето 1915 года десятки тысяч армян были зверски убиты. Чтобы не тратить пуль, женщин и детей просто топили (туркам были еще неизвестны весьма «экономичные» газовые камеры). Специально созданные отряды разыскивали успевших спрятаться армян и истребляли их. Туркам, персам и курдам под страхом сметной казни было запрещено укрывать армян, однако, некоторые люди все же пытались оказать помощь страдальцам. Так, благодаря персам Дилмана, прятавшим армян, многим удалось спастись, но когда об этом узнал каймакам этой провинции Рустем-бек, он сразу приказал солдатам убить всех армян, а вместе с ними укрывавших их персов. Приказание тотчас было исполнено. Наряду с этим была организована широкая пропагандистская кампания фанатичной обработки мусульманского населения. В мечетях и общественных местах устраивались многочисленные митинги, на которых турок и курдов призывали безжалостно уничтожать армянское население. Это оправдывалось тем, что каждый представитель этого народа – предатель и русский шпион. Муллы по указу правительства пугали прихожан армянскими зверствами и рассказывали небылицы об армянских обычаях. Естественно, подобная пропаганда дала свои результаты. Многие турки стали искренне считать, что армяне есть некое зло, справиться с которым можно, лишь истребив его. Справедливости ради, следует отметить, что многие турки, не поддавшиеся на пропаганду властей, ценой собственной жизни спасали армян, укрывая их в своих домах.

     На первых этапах геноцида оставалась лазейка, с помощью которой можно было спастись, однако к ней армяне прибегали крайне редко. Речь идет о принятии ислама. Именно таким образом удалось спастись нескольким тысячам армян из Себастии и Малатии. Впрочем, и этот лаз был вскоре закрыт. 17 декабря 1915 года министр внутренних дел Турции Талаат-паша в директиве всем гражданским и военным начальникам писал: «сообщите тем, кто желает освободиться от выселения из своих мест принятием ислама, что они должны быть мусульманами на местах своей ссылки». Это означало лишь одно – смерть, ведь как впоследствии нацисты, правительство Турции (чтобы скрыть резню) называли этот чудовищный процесс переселением. Причем считалось, что переселенные люди (сотни тысяч!) массово умирают от гриппа, простуды и других болезней.

     Нет нужды описывать все зверства младотурецких властей. Хочется обратить внимание читателя на два малоизвестных эпизода этой трагедии. В начальный период геноцида некоторые турки усыновляли и удочеряли армянских детей-сирот, которым таким образом удавалось избежать преследований. Так было, например, в одном из предместий Трапезунда, где находилась армянская школа-интернат. Турки, выбирая себе детей из содержавшихся здесь сирот, официально оформляли на них родительские права и усыновляли их. Однако, младотурецкое правительство усмотрело в этом лазейку для спасения армян, а потому 16 сентября 1915 года был издан секретный приказ за подписью Талаат-паши, в котором говорилось: «соберите армянских детей, удалите их под тем предлогом, что о них будет заботиться Комитет по депортации так, чтобы не возникло подозрение. Уничтожьте их и доложите об исполнении». Последствия этого человеконенавистнического указания сказались сразу же: дети сделались таким же объектом преследований, как и взрослые. Еще более страшная трагедия произошла с армянскими детьми, которых прятали у себя трапезундские греки. Когда детей обнаружили, их сразу отняли у опекунов. Из их числа 150 несчастных были отданы палачу в медицинском звании доктору Али-Сейфу, который убивал детей, ставя с помощью немецких коллег изуверские опыты. Остальных постигла не лучшая участь – дети попали в руки некоего Байрактар-оглы Рагима, который их просто утопил…

     Это лишь немногие фрагменты страшной трагедии, постигшей армянский народ. Когда читаешь материалы по армянскому геноциду, невольно задумываешься, а если бы мир еще тогда, после Первой мировой войны, осудил действия младотурок, осудил уничтожение людей по национальному признаку? Может быть, тогда и не произошло истребления евреев? Как знать…

Леонид Ланда
Сайт создан в системе uCoz