"Народ мой" №14 (354) 28.07.2005

Слово раввина

    12 числа месяца Тамуз 5687 года (1927 г. по нееврейскому летосчислению) произошло событие, которое во многом предопределило историю евреев не только Советского Союза, но и всех других стран. В этот день был освобожден из советских застенков духовный наставник поколения — Любавичский Ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон, незадолго до этого приговоренный к смертной казни за распространение религии и еврейскую просветительскую деятельность.

    Это было не только чудесное избавление, с трудом поддающееся осмыслению, не только спасение Великого еврея от гибели. Происшедшее означало, что устрашающие учреждения вынуждены отступить перед силой еврейского духа, перед вмешательством самого Вс-вышнего. Этот вдохновляющий факт оказал огромное влияние на дальнейшее развитие Любавичского движения в Советском Союзе, а через него — и на всю духовную жизнь советского еврейства в последующие десятилетия.

    Сказанным объясняется, почему день 12 Тамуза стал праздником освобождения, ежегодно отмечаемым как Любавичскими хасидами, так и всеми евреями, которым дорога Тора, еврейские нравственные ценности, сохранение грядущих поколений в лоне еврейства.

    Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон был шестым в ряду Любавичских Ребе, возглавлявших Любавичское движение, основанное более двух столетий тому назад. Знаменательно, что все Любавичские Ребе подвергались преследованиям со стороны российских властей, но особую жестокость проявил советский режим.

    Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон стал во главе Любавичского движения в 1920 году, и таким образом ему пришлось противостоять традиционной жестокости российских правителей, помноженной на бескомпромиссность коммунистической и атеистической идеологии и лакейское рвение «евсеков». В то время, когда считавшие себя «разумными» полагали единственно возможным путем для сохранения еврейских религиозных ценностей — уступки, отступление и приспособление, Рабби Йосеф-Ицхак Шнеерсон выдвинул концепцию наступления еврейского духа. Он создавал новые еврейские учебные заведения, готовил новых преподавателей и наставников, организовывал еврейские учреждения, распространял Тору и заповеди всеми возможными и невозможными путями.

    Кризис наступил в 1927 году, когда Ребе арестовали и приговорили к казни. Вскоре, однако, свершилось казавшееся невероятным — смертный приговор был заменен ссылкой на десять лет в Соловки. Но Провидению было угодно, чтобы произошло еще более невероятное, — вскоре приговор был снова заменен, на сей раз — тремя годами ссылки в Кострому. Полоса чудес достигла апогея, когда 12 числа месяца Тамуз, через три с лишним недели после ареста, в день 47-летия Ребе, его окончательно освободили...

    Мы просим у Вс-вышнего: «Да будет с нами Б-г, как Он был с нашими отцами; да не оставит и не ослабит нас», хотя мы не можем сравниться с ними…

    Ребе считал пассивное сопротивление безнадежным. Закрыты все религиозные учебные заведения? — тогда откроем их тайно по всей России, и начальные, и высшие. Повсеместно и постоянно будем изучать святую Тору, скрупулезно исполнять ее заповеди, укреплять святость еврейской семьи, строить миквы, распространять еврейскую литературу...

    Благодаря мужеству и целеустремленности Ребе, пламя Любавичского движения с течением времени охватывало всё большие территории, и сейчас мы с вами празднуем и вспоминаем эти великие события с неослабевающим восхищением.

Раввин
Менахем-Мендл Певзнер
Сайт создан в системе uCoz