"Народ мой" №14 (354) 28.07.2005 - "Некуда" №7 (72), Июль 2005

Без отрыва от производства, или игра в непонятки

"Чешская мечта"
"Фабрика"
    Я в кино, конечно, мало понимаю, можно сказать, что и совсем даже не разбираюсь, хотя уж который год, тесезеть, без отрыва от производства, в Дом кино хаживаю, фестивали посещаю, телевизер последнего слоя техники приобрел, чтоб дивиди как продвинутые кинодоки просматривать.

    И вот сдается мне, что 15-й «международный фестиваль документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку»» тоже как бы без отрыва от производства и случился – как в прямом, так и в переносном смысле. Все началось с того, что бессменный генеральный директор М. С. Литвяков открыл пресс-конференцию, а с нею и весь фестиваль такой вот фразой: «Можно я без отрыва от производства?» ¬– и начал разговаривать по телефону. Я, конечно, в кино-то мало понимаю, но телевидение меня научило, что фестиваль – это праздник, а пресс-конференция тоже дело нешуточное, если вспомнить прошлогодний телескандал. Разве может праздник никак не начаться? Если директор фестиваля с опозданием открывает пресс-конференцию и тут же отвлекается на телефонный разговор, мне кажется, это не очень хороший знак. Дальше было больше. Андрей Смирнов, председатель жюри фестиваля, уже в названии которого фильмы делятся на три группы, произносит дословно вот это: «Игровое кино, неигровое кино – это предрассудок. Эти границы нужны людям, которые не понимают ничего из того, что делается на экране». Наверное, думаю, это как раз про меня. «Фестиваль «Послание к человеку» – один из первых детей российской свободы!» Захотелось закричать ура. Затем полилась вода на нашу еврейскую мельницу. Среди кинодостижений фестиваля оказалось следующее: «На этом фестивале впервые был в 1988 году поднят флаг государства Израиль, когда еще не было дипломатических отношений с этой страной. И это способствовало развитию отношений с Израилем». Сильно сказано, правда? Смело. Особенно, наверное, развитию отношений с Израилем способствовало приглашение на фестиваль ныне уже покойной старушки Рифеншталь, которая, как водится, ничего и слыхом не слыхивала о гитлеровских зверствах, все потом узнала. О знаменитой, не побоюсь, несмотря ни на что, этого слова, кинодокументалистке Смирнов тоже не забыл упомянуть. Честно говоря, в кино я мало разбираюсь, что на экране творится, не понимаю – на всех этих олимпиях и триумфах воли засыпал. Но до сих пор я не понимаю и другого: как мог практически весь зал Дома кино, добрая половина которого так или иначе все-таки была еврейской, пусть не духовно, но этнически это уж как пить дать, стоя приветствовать личного режиссера Гитлера?! Вот они, парадоксы исторической памяти. Или беспамятства. (Для справки замечу: Марлен Дитрих тогда из фашистской Германии уехала.)

    В терминологических вопросах у организаторов фестиваля явно не было договоренности. Если есть просто кино, а никакое не игровое и документальное, то как же Миклош Янчо, «классик мирового кинематографа, вырос из короткометражного и документального кино», как сказал Литвяков? Видовые разделения присутствовали и в каталоге, и в программах кинофестиваля. Но это ведь подспорье для нас, простых смертных, кто не понимает, чего там, на экране, а киноэлита в каталогах и программках не нуждается. Впрочем, если следовать за Андреем Смирновым, то тогда нужно переписывать всю историю и теорию кино заново.

    «Мы вылавливали всякие извращения, всякие однополые браки. Нам все это присылают. Это все можно посмотреть по телевизору, если бессонница мучает. А мы стремились отвечать нашему девизу: «Послание к человеку»». Посмотрите, сколько политкорректности в этом высказывании, сколько в нем человечности! Люди, регистрирующие где-то там одополые браки, – это извращенцы, нелюди – такой вывод напрашивается из слов г-на Литвякова. Несколько лет назад, он, кажется, был другого мнения. Видимо, тогда ночью по телевизору ничего не показывали, и Михаил Сергеевич заполнял лакуны, пытаясь соответствовать званию одного из первых детищ российской свободы. А теперь, панимаш, распоясались недочеловеки, им, панимаш, палец, а они по локоть! Нечего! Пускай их лучше бессонница мучает!

    После всего этого на «торжественную церемонию открытия» я уже не пошел. Однако полностью ее избежать мне не удалось, опоздания не прекращались. И что, вы думаете, я застал? Церемонию бракосочетания гг. М. Литвякова и А. Смирнова под звуки Мендельсона. Брачующиеся стояли обескураженные: Литвяков оказался в довольно щекотливом положении, и его пассаж об однополых браках Смирнов тут же припомнил. Выдавали их, кажется, не друг за друга, а за что-то киношно-фестивальное, какая-то была там шутка юмора.

"Фата моргана"

    На этом шутки юмора не закончились. Только изменилась их стоимость. 6 тысяч евро и золоую статуэтку весом в 2 тысячи американских рублей получил фильм «Прощание» Александры Стреляной. Премия называется Jameson Short Film Award и спонсируется ирландским виски. Видимо, и присуждается она непосредственно во время обильного дегустирования напитка. Фильм снят по мотивам бунинской прозы. Романтический молодой человек в тумане бежит за не менее романтической девушкой, увлекающей его в романтическую природу на романтическое кладбище, там между ними происходит что-то более или менее романтическое. На этом все романтически заканчивается. Было все очень просто, было все очень мило...

    4 тысячи долларов и Гран-при «Золотой кентавр» уехали в Финляндию. Их увезли Анастасия Лапсуи и Марку Лемускаллио. Их зубодробительно нудный и скучный фильм «Фата моргана» о чукчах и об их верованиях смотреть можно было, только накушавшись каких-нибудь будоражащих таблеток. Рейтинги «Клуба кинопутешествий» заметно бы упали, покажи он в свою бытность такую киносагу. Впрочем, не нам судить. Есть люди, которые нам не чета – понимают, что происходит на экране.

    Принцип «без отрыва от производства» сказался и на призовой политике. Приз им. Виктора Михальченко за лучшую операторскую работу в документальном фильме был присужден Николаю Ефименко и Сергею Михальчуку, снявшим фильм «Фабрика» (реж. Сергей Лозница). Тоже, надо сказать, выматывающая картина, изображающая поэзию фабричного труда, доведенная до крайности агитка для учащихся ПТУ. Производственная тема вообще любима «Посланием к человеку». Помнится, в прошлом году тоже получил приз какой-то фильм про тяжелый и нужный труд рабочих.

    А вот действительно интересный и веселый фильм «Чешская мечта» Вита Клусака и Филипа Ремунды получил всего лишь «специальный приз за оригинальный, остроумный кинопротест против всевластия коммерции и попыток манипулирования общественным сознанием». Вот такую придумали громоздкую формулировку, а денег не дали. Это фильм о том, как была устроена умелая рекламная кампания несуществующего супермаркета. В день открытия на пустыре перед громадной бутафорской стеной собралась внушительная толпа чешских потребителей, ожидавшая, когда мыльный пузырь – один из рекламных образов – лопнет! Самым занимательным был финал фильма: как разные люди реагировали на то, что их развели как лохов.

"Прощание"
"Сверчки"
    Фильм израильского режиссера Матана Гугенхайма «Сверчки» никак не был отмечен фестивалем, что, в общем-то, правильно. Это совершенно бредовая история про людей, устроивших клуб, где они делают ставки на то, где и когда состоится очередной теракт. Все эти сумасшедшие потеряли родных во время терактов и теперь таким вот образом организуют свой досуг. Только так молодой человек, лишившийся родителей при взрыве в Эйлате, может избавиться от «сверчков», жужжащих в его голове. В итоге постмодернистская эпоха вторгается и в сознание израильской молодежи. Одна девушка мечтает о своем взрыве. Фильм заканчивается тем, что ее находят мертвой на месте теракта в Иерусалиме.

    Все жанры хороши, кроме скучного, писал классик. Видимо, жюри и организаторы фестиваля готовы с ним поспорить. С каждым годом все скучнее и скучнее.

Х. Ермолкин-Кипарь
Сайт создан в системе uCoz