"Народ мой" №16 (356) 31.08.2005 - "Некуда" №8 (73), aвгуст 2005

Библейская история

    ЧАСТЬ I

    ВСЕ НАЧАЛОСЬ С АВРААМА

    Согласно Библии, еврейский народ ведет свое происхождение от патриархов Авраама, Исаака и Иакова. Аврам (имя Авраам он получил позднее), потомок Ноя в 11-м колене, ушел из города Ура, что в Месопотамии, вместе со своим отцом Фаррой, женой Сарой (которая одновременно была его сводной сестрой по отцу), братом Нахором с семьей, племянником Лотом, другими домочадцами, рабами и стадами скота в Землю Ханаанскую, но, дойдя до Харана, они остановились. Здесь они пожили какое-то время, и Аврам, оставив престарелого отца с семьей брата в Харане, по велению Б-га1 покинул Харан и вместе с женой Сарой и племянником Лотом пошел в Ханаан, что находился на юго-западе от Харана.

     «И было Авраму 75 лет, когда он вышел из Харана и детей у них с Сарой не было». По пришествии в Ханаан Аврам кочует. В районе Сихема (Шхем) он встречает Б-га, который снова обещает его потомству всю Землю Ханаанскую. Аврам ставит на этом месте жертвенник, кочует дальше и снова ставит жертвенник, теперь в районе Вефиля (говоря по-современному, столбит территорию). Однако голод заставляет его идти еще дальше, в Египет.

    Здесь с библейскими скитальцами произошел случай, по-видимому, характерный для той эпохи. Сара, несмотря на свой преклонный, по современным понятиям, возраст2, была очень красива и по-женски привлекательна, а обычаи тех лет позволяли мужчинам в борьбе за понравившуюся им женщину убивать ее мужа. Поэтому Аврам, опасаясь за свою жизнь, назвал Сару сестрой (и в этом не было обмана) и, когда местный фараон обратился к нему с предложением отдать сестру, согласился. Как брат, он получил за сестру в качестве выкупа крупный и мелкий скот, рабов и рабынь. Но фараон просчитался. Сара, согласно Библии, наградила фараона какой-то болезнью, обман открылся, и фараон изгнал Аврама из Египта. Правда, подарки не отнял, решив, что венерическая болезнь – это божье наказание за пользование чужой женой.

    Вернувшись в Ханаан, Аврам через несколько лет скитаний, после рождения Измаила и целого ряда приключений оказался в Гераре, где вновь повторил тот же трюк с царем Герарским, Авимелехом, и снова заработал. Правда, здесь дело обошлось без венерических болезней и даже без секса: Б-г предусмотрительно предупредил Авимелеха. Последний вернул Авраму жену, а в дополнение дал деньги (1000 сиклей серебром), крупного и мелкого скота и рабов. Так у семьи появился начальный капитал, а мы узнали, что до первой древнейшей профессии в мире существовала еще более древняя профессия – это торговля собственной женой. И наш праотец владел этой профессией в совершенстве.

    После возвращения из Египта Аврам поселился в районе города Вефиль3 возле ранее сооруженного жертвенника. Здесь Аврам расстается с Лотом, “ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе”. Лот поселился возле реки Иордан, в районе городов Содом и Гоморра, а Аврам недалеко от Хеврона, где построил еще один жертвенник. Через несколько лет, когда Лот попадает в плен к ассирийцам, Аврам, теперь уже вождь крупного племени, выручит Лота из плена и покажет себя как воин, готовый постоять и за себя и за друзей. Эта победа, повествует Библия, принесла Авраму славу. Мелхиседек, царь Салимский, благословил его от имени своего Б-га, священником которого он был4. В этом эпизоде Аврам впервые назван евреем. Теперь он окончательно осел и живет в Хевроне.

     Примерно в это же время с Лотом, происходит событие, известное в Библии как Содом и Гоморра. Формально оно не связано с еврейской историей. Однако, как библейская легенда, оно известно очень широко, слова Содом и Гоморра стали нарицательными, а сама легенда важна для понимания основного текста, иудаизма и вообще той эпохи. Для правильного понимания этой легенды необходимо отметить два обстоятельства. Во-первых, Библия категорически не приемлет нетрадиционные формы секса. Именно за этот грех были наказаны Содом и Гоморра, и именно поэтому зачатые дочерьми от пьяного отца потомки Лота, моавитяне и аммонитяне, согласно Библии, всегда конфликтуют с израильтянами и всегда им проигрывают. Во-вторых, по древним представлениям, за грехи людей отвечает все племя, вся семья, наказание ложится на каждого. Авраам же, в противовес этому, попытался за праведную жизнь горстки людей вымолить прощение всему городу и его жителям. По-видимому, это отражает точку зрения составителя Библии, который, вероятно, в кровавую эпоху кризисов древнееврейского государства молил Б-га о спасении народа, хотя массы кажутся ему недостойными милосердия. Наконец, история превращения жены Лота в соляной столп скорее всего связана с наблюдаемыми в южной части Мертвого моря, там, где, согласно легенде, находились Содом и Гоморра, соляными столпами необычной формы. Появление одного из них народная легенда и связала историей с жены Лота.

    В Хевроне у Аврама, которому к тому времени было 100 лет, рождается сын Исаак (Ицхак5), и, по велению Б-га, который предсказал ему появление сына, Аврам принимает имя Авраам, а 90-летняя Сара, становится Саррой. Но прежде чем у Сарры появился ребенок, Яхве заключил союз (Библия называет это словом завет («берит»)) с Авраамом и через него со всеми его потомками, на основании которого Б-г брал под защиту потомков Авраама, отдавал им во владение землю Ханаанскую (правда, не сразу, а “в четвертом роде”6), а Авраам и все его потомки по мужской линии должны были обрезать крайнюю плоть всем своим новорожденным мальчикам, чтобы иметь на своем теле знак принадлежности к народу Б-жьему7.

     Здесь же через некоторое время Б-г проверяет Авраама на его преданность, повелев принести ему в жертву сына Исаака. По данным И. Флавия, Исааку было тогда уже 25 лет. В последний момент Б-г останавливает Авраама и в очередной раз обещает отдать его потомству всю Землю Ханаанскую. Однако произойти это должно лишь после определенных испытаний.

    Вопрос о жертвоприношении Авраама настолько интересен и важен, что заслуживает серьезного рассмотрения. Б-г велит Аврааму принести в жертву своего сына Исаака. В Библии об этом говорится так: “И пришли они на место, о котором сказал Б-г8; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего”.

    Конечно, в традициях язычников тех лет человеческие жертвоприношения были нормой и никого удивить не могли. Они были нормой даже при Иисусе Навине, который жил спустя более 700 лет. Но Авраам не был язычник, и, главное, это не его идея. А вот как авторы легенды могли такую идею приписать Б-гу, причем не языческому, а Б-гу – Творцу?! Уже И. Флавий, понимая, что в этой легенде все ее участники выглядят неестественно, описывает ее несколько иначе. Пытаясь объяснить позиции отца, который не смеет ослушаться Б-га, и совершенно покорного сына, который тоже не смеет ослушаться отца и Б-га, он пишет: «Авраам, считая неповиновение Предвечному в чем бы то ни было предосудительным и полагая, что следует беспрекословно подчиняться во всем Тому, который по благости своей дарует всем жизнь… скрыл от жены своей повеление Б-жие… И вот, когда алтарь был воздвигнут… Авраам обратился к сыну со следующими словами: “О сын мой! Несчетными мольбами вымолил я у Г-спода Б-га, чтобы ты родился; когда же ты явился на свет, то не было ничего, чего бы я пожалел, чтобы вырастить тебя; при этом я считал самым большим своим счастьем, если бы мог увидеть тебя возмужалым и если бы мог перед смертью оставить тебя своим наследником. Но так как я стал отцом твоим лишь по желанию Г-спода Б-га, которому теперь заблагорассудилось отнять тебя у меня, то снеси мужественно быть самому предметом жертвоприношения. Ибо Г-споду Б-гу возвращаю я тебя назад, который требует теперь от нас этой чести взамен той милости, которую Он оказал мне в качестве заступника и покровителя. Как ты родился, так простись теперь с жизнью не обычным путем, но в виде жертвы, принесенной родным отцом Г-споду Б-гу… Он примет душу твою и оставит у Себя. Будь же мне заступником и украшением моей старости, ради чего я тебя главным образом и взрастил, и дай мне вместо себя заступничество Г-спода Б-га».

    И если эти слова Авраама по-человечески еще можно понять, то ответ Исаака, который «спокойно выслушав эти слова… и, сказав, что его рождение было бы незаконным, если бы он вздумал уклониться от исполнения решения Г-спода Б-га и отца своего и не предоставил бы себя охотно в распоряжение их обоих… взошел на алтарь, готовясь быть принесенным в жертву», понять значительно трудней. Трудно себе представить нормального человека, пусть даже современника язычников, но самого уже не язычника, который способен на такое. Даже зная, что для всех окружающих племен и для всех его предков это естественно и нормально, даже понимая, что Б-г имеет право взять назад то, что когда-то давно дал, даже еcли он безгранично любит Б-га, верит и доверяет ему. Все равно, если он уже не язычник и ушел из семьи своих предков именно потому, что он не язычник, то, скорее всего, он скажет Б-гу: «Б-же, я тебе верю, я тебя люблю и безгранично благодарен тебе за все, что ты для меня сделал, да, сына дал мне ты, и возможно ты имеешь право забрать его назад, но не через меня, я не могу и не буду убивать своего сына. Казни меня за это, отправь в ад, сделай со мной что хочешь, но убивать сына я не буду».

    Возможно, это действительно был тест, но только не на любовь к Б-гу, а на психическую и эмоциональную зрелость Авраама. Если бы он оказался способен убить своего сына, значит, он еще не окончательно отошел от религии и мировоззрения предков, а если бы отказался или не сумел, тогда действительно можно считать, что он уже находится на пути к новому, более гуманному и современному мировоззрению. И очень хотелось бы надеяться, что если бы Б-г не остановил Авраама, то он сам в самое последнее мгновение не сумел бы вонзить нож в своего сына или если бы не посмел ослушаться Б-га, то после такой жертвы не смог бы жить дальше и покончил жизнь самоубийством. Но, в любом случае, Б-г сильно рисковал, так как, соверши Авраам этот поступок, Он мог потерять и Авраама. И Б-г, почувствовав это, понял свою ошибку и спас ситуацию, остановив Авраама.

     Библейский же вариант такого слепо верящего Авраама говорит лишь о том, что Авраам еще не дорос до того, чтобы называться истинно верующим человеком, и думается, что вся эта легенда возникла в более поздние времена и имела скорее воспитательное, чем вероучительное значение. Вряд ли даже это народный фольклор. Скорее всего, древние авторы, а возможно, и Эзра, на этом примере хотели воспитывать не самостоятельных, мыслящих и чувствующих людей, а каких-то «манкуртов», по И. Флавию, «исааков», которыми от имени Б-га легко можно и управлять и манипулировать. И у них получилось. В средние века, когда святая церковь под страхом смерти заставляла иудеев принимать христианство, некоторые евреи, считая себя последователями Авраама, сами убивали своих детей, жен и самих себя, чтобы избежать крещения, которое они воспринимали как измену своему Б-гу. Этими поступками, они в своей слепоте превзошли самого Авраама. Это фанатики. Но история знает и другие примеры, когда другие люди, не фанатики, а вожди заимствовали эту идею и воспитывали целые поколения слепо веривших им людей, которых потом, при случае, посылали на верную смерть во имя своих личных интересов. И те шли, полагая, что делают это то ли во имя Б-га, то ли за царя или Сталина, то ли во имя каких-то других не менее абстрактных идеалов. Достаточно вспомнить «Жизнь за царя», Тараса Бульбу, Александра Матросова или Николая Гастелло, наконец. Да и вообще, сколько войн было выиграно властолюбивыми мерзавцами на слепом героизме (читай, фанатизме) обманутых солдат. И началось все с Авраама.

    Однако ученые-библеисты считают иначе. Они пишут, что поскольку в языческом обществе человеческие жертвы были нормальным явлением, то для Авраама это не было чем-то неестественным. Авраам готов был принести Б-гу эту жертву. И Исаак безропотно подчинился отцу. Это было обычным в то время явлением. Но Б-гу Авраама человеческая жертва не нужна, он против человеческих жертв. У язычников они были и по-прежнему остались, а Б-г Авраама их отверг. Он устроил спектакль с жертвоприношением сына для проверки Авраама, а в последний момент продемонстрировал ему свою доброту. Мне кажется, что в этом объяснении не хватает логики. По-моему, это демонстрация не доброты и человеколюбия, а скорее – своего всемогущества. Причем рискованная, ведь такой демонстрацией, как уже сказано, Б-г Всемогущий вполне мог и потерять Авраама.

    И последнее. В Библии об этом прямо не написано, у Флавия этого тоже нет, но у евреев существует предание о том, что, когда впоследствии Сарра узнала об этом эпизоде, она не смогла простить его Аврааму и, возможно, ушла от него9. Во всяком случае, известно, что умерла она в Кириаф-Арбе (ныне Хеврон) в возрасте 127 лет, то есть через 12 лет после этой истории, а Авраам в это время жил не с ней, а в Вирсавии (Беершева). «И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее».

Соломон Майзель

1Согласно Библии, Аврам поверил в единого Б-га еще в Уре, в то время как остальные члены его семьи были язычники. Существует легенда, по которой Авраам был тайно рожден матерью в пещере, где пробыл, по разным версиям, до 13 лет. Когда он вышел из пещеры и увидел восходившее солнце, то готов был преклониться перед ним и почитать его за божество. Но смена дневного светила луною и звездами так поразила его, что он понял: небесные тела не могут быть самостоятельны, а управляются единым всемогущим Творцом. На 50-м году жизни Аврам окончательно порвал с идолопоклонниками и в том числе с отцом, который зарабатывал на жизнь изготовлением и продажей идолов. В отсутствии отца он разбил в его лавке всех идолов, кроме одного, и на вопрос отца “Кто это сделал?” указал на оставшегося идола. А когда отец сказал, что этого не может быть, ответил: “Что же вы молитесь этим истуканам?”
2Сара на 10 лет моложе Аврама, значит, ей было уже за 65
3Город не сохранился; находился примерно в 20 км севернее нынешнего Иерусалима;
4Традиции Ветхого завета отождествляют город Салим с Иерусалимом, захваченным во времена царя Давида. Если бы археологи обнаружили памятники, подтверждающие эти походы и существование названных в Библии царей, то Авраам мог бы попасть в анналы всемирной истории.
5Ицхак на иврите означает “дитя смеха”, так как Сара, узнав о своей беременности в 90 лет, не поверила и рассмеялась.
6Информация ошибочная, четвертый род Авраама – это Иосифа и его братья, поколение, ушедшее из Ханаана.
7Обрезание относится к числу обычаев, распространенных среди древних восточных народов задолго до возникновения Библии. Этот обычай связан с верованием в добрых и злых духов. Злые духи хотят овладеть людьми (настоящий человек, по древним верованиям, – это мужчина). К счастью, коварные демоны довольствуются крайней плотью, брошенной им после обрезания. С подобными же требованиями выступают и добрые Б-ги. Но они избирают себе народ, с которым заключают союз (завет), то есть вступают в брак, требуя взамен крайнюю плоть новорожденного младенца мужского пола.
8Согласно легенде, это тот самый иерусалимский холм, который известен под названием Сион. Впоследствии на этом месте Г-сподь явился Давиду, и он купил его. А Соломон воздвиг здесь знаменитый Храм.
9Вот ее, скажи ей Авраам об этом требовании Б-га заранее, Б-г бы потерял точно.
Сайт создан в системе uCoz