"Народ мой" №17 (357) 15.09.2005

Темная история о светлом прошлом

    

     Всем известно, что история, в отличие от математики, физики или химии, не принадлежит к числу точных наук. Это в математике дважды два всегда четыре. А в истории может быть дважды два и пять, и шесть, и вообще мышиный хвостик. Все зависит от того, кто эту историю пишет, а также от политической обстановки в данный конкретный период.

     Помнится, в детстве мы старательно вычеркивали из школьных учебников по истории всех тех, кто был расстрелян великим вождем товарищем Сталиным. Но прошло немного времени и самого товарища Сталина слегка перечеркнули. Следом за этим подкорректировали и нашего дорогого Никиту Сергеевича, который разоблачил товарища Сталина. А также всех прочих очень дорогих вождей, которые разоблачили товарища Хрущева.

     Сегодняшние учебники истории, по которым учатся дети в бывших советских, а ныне независимых республиках, следуют этим проверенным историческим путем.

     К примеру, грузинским школьникам очень убедительно объясняют, почему нынешняя Грузия так отстала в своем экономическом развитии. Оказывается, всё потому, что «во времена господства чужеземной силы весь творческий гений нации расходовался в основном на то, чтобы отвоевать независимость. Поэтому времени и энергии на хозяйственное и культурное строительство Грузии почти не оставалось».

     Несчастные грузины! Весь их национальный гений был вчистую израсходован на борьбу за независимость от своего соплеменника товарища Сталина, а заодно на приготовление цыплят табака, сациви и хачапури. На экономику и культуру уже никаких сил не хватало.

     Зато на Украине несколько другая ситуация. Украинцы в годы Отечественной войны смогли таки одолеть ненавистных москалей. После отважной борьбы, как утверждает учебник для средней школы, «Украинская повстанческая армия Степана Бандеры освободила большинство украинских городов». Какие именно города освободили указанные «лесные братья», учебник почему-то не уточняет.

     Кстати, период Второй мировой войны – это особая страница в жизни каждой из республик. Например, сражавшиеся на стороне гитлеровцев латышские легионеры «отличились в боях особой выносливостью, умением и отвагой». Впрочем, о каких-либо завоеваниях латышских легионеров почему-то не говорится. Но что мешает написать, будто эти отважные воины освободили если не большинство, то хотя бы парочку-тройку городов и установили там немецкий порядок?

     Ну, а воинственные эстонцы – так те еще испокон веков отличались своим боевым духом. Вот какой убедительный пример приводит эстонский учебник истории: «Отряд из 100 эстонцев сыграл решающую роль во время штурма Константинополя дружиной князя Олега в 907 году». К сожалению, более свежего примера не нашлось.

     Однако всё это дела давно минувших дней. Сегодня есть вещи поактуальней. К примеру, распад СССР. Данный факт, по мнению школьных историков, явился для всех народов, населявших страну, величайшим благом. Особенно ярко это отражено в узбекском учебнике для 11 класса. Данное событие названо периодом освобождения от российского гнета и одновременно перехода Узбекистана к демократии. Конечно, хотелось бы понять, что такое нынешняя узбекская демократия и каковы ее, так сказать, отличительные особенности. Однако учебник не уточняет. Да и не обязательно это знать школьникам. Вырастут и почувствуют на собственной шкуре.

     Как видите, прелюбопытнейшая это наука – история. Всё в ней до поры до времени скрыто в глубокой тьме. И лишь постепенно кое-что интересное узнаешь. Кое-какие любопытные факты. В общем, век живи, век учись, двоечником помрешь. Потому что на каждом новом историческом витке приходится начинать учебу сначала.

    

Юрий Борин
Сайт создан в системе uCoz