"Народ мой" №20 (360) 31.10.2005

Знаменитые евреи Григория Грумберга

    В конце своего десятого сезона театр «Портрет» показал премьеру – музыкальный спектакль «Король оперетты – Имре Кальман», который разыграли трое актеров – Софья Якубова, Светлана Бендикова и Павел Кравецкий. Звучала прекрасная музыка Кальмана, актеры исполняли отрывки из его оперетт. Но в основе была все-таки история жизни и любви...

    Израильский камерный театр «Портрет», которым руководит Григорий Грумберг, за эти годы более 350 раз встречался со зрителем. Работает этот маленький коллектив при поддержке Израильского театра юного зрителя Шауля Тиктинера. С первой же постановки 1994 года театр заявил о себе своеобразием тематики и особым стилем. Этот стиль нельзя назвать традиционным спектаклем, скорее, это литературно-театральное действо, он постоянно оттачивался от постановки к постановке, и в двух последних спектаклях его можно наблюдать в чистом виде – биографические композиции на литературной основе.

    Замысел создания камерных биографических театральных постановок возник у режиссера Григория Грумберга еще до репатриации. Он был главным режиссером Харьковской филармонии. Диапазон созданных им в Харькове постановок – от поэтических спектаклей до грандиозных действ на стадионах. В Израиль он попал в том возрасте, который не слишком подходит для дебюта в другой стране, тем не менее, уже на следующий год после приезда он поставил моноспектакль об А. Галиче «Генеральная репетиция», затем воссоздал поставленный им в Харькове спектакль «Три жизни Айседоры Дункан». На стене в комнате режиссера висят три фотографии – три Айседоры в исполнении разных актрис. Одна играла Айседору в Харькове, другая – Элла Митницкая – была занята в первых десяти спектаклях уже в Израиле, Элика Вольфсон затем сменила ее в этой роли. Режиссер намеренно ставил моноспектакли, большие спектакли в Израиле ему были еще не под силу. В постановке из жизни А. Галича он сам выступил и как режиссер, и как исполнитель единственной роли. В литературно-музыкальной постановке «Что бы сказал Шолом-Алейхем» уже, кроме самого Грумберга, играл актер Павел Кравецкий, который исполнял песни на идише. Фортепьяно и скрипка играли в спектакле тоже не последнюю роль. Дочери Михоэлса тепло отзывались о постановке «Последняя роль Соломона Михоэлса», спектакль Грумберга, по их мнению, избежал и излишнего пафоса, и мелодрамы. Ученица Михоэлса Этель Ковенская сказала, что боялась столкнуться с выспренностью, но убедилась, что постановка сделана интеллигентно. К 50-летию Израиля вышел спектакль по роману Ганса Габбе «Миссия», который назывался «Отпусти народ мой». Много хороших отзывов получила пьеса об Илье Репине «Сестры Джоконды», где актриса Элика Вольфсон проявила чудеса перевоплощения, сыграв сразу три роли возлюбленных художника. Шляпка, шаль, бант – и вот уже иной характер.

    В спектаклях последних лет – о Марке Шагале, Илье Репине, Соломоне Михоэлсе и Имре Кальмане – был занят более или менее постоянный, хотя и узкий, состав актеров, но самые любимые – Элика Вольфсон и Павел Кравецкий. Автор большинства спектаклей театра – Зиновий Сагалов, живущий в Германии, но некоторые композиции Грумберг написал сам.

    Все спектакли Грумберга о любви. Конечно, вся драматургия – это история любви. Но для режиссера важно показать своих героев через это чувство. В каждом спектакле есть какая-то дополнительная сквозная тема – у Марка Шагала, например, это покаяние, у Айседоры Дункан – возможность счастья, в спектакле о Репине – отмщение за поступки.

    По какому принципу режиссер выбирает героев своих спектаклей? Прежде всего, это яркие личности и интересные судьбы. Но еврея, конечно, интересуют в первую очередь судьбы его соплеменников. Все его герои – евреи. Вы скажете – Репин не еврей. И ошибетесь. Предки его матери были кантонистами. И хотя многие герои Грумберга старались забыть о своем происхождении, рано или поздно в их судьбах слышались отголоски общей истории еврейского народа.

Светлана Бломберг
Сайт создан в системе uCoz