"Народ мой" №20 (360) 31.10.2005

Гилель. Карлсон. Шагал.

    У Гилеля много направлений деятельности, и наиболее значимые среди них, конечно, образование и просвещение.

    В один из прекрасных осенних выходных Гилель отправился на выставку Марка Шагала в Русский музей. Все собрались вовремя (т.е. на 15 минут позже), в фойе нас уже встречал гид. При виде нашего экскурсовода у всех сразу же улучшилось настроение. Если бы у Карлсона была сестра, она выглядела именно так: милое личико, детское выражение глаз, два хвостика, розовый костюмчик, не хватало только пропеллера. Но самое интересное нас ждало впереди.

    Мы погрузились в приятную атмосферу искусства (надо отметить, что экспозиция была достойная внимания: «Над городом», «Прогулка», «Портрет Беллы в белым воротничке», «Голубые любовники», «России, ослам и другим», «Продавец газет» и многие другие удивительные полотна).

    Говоря о жизни и творчестве Марка Шагала, невозможно не коснуться вопросов иудаизма. Еврейская молодежь из рассказа нашего экскурсовода смогла почерпнуть много нового. Сотрудница музея долго и вдохновлено рассказывала о малоизвестной «религии» – хасидизме – «похожей для непросвещенного взгляда на иудаизм». Оказывается хасидизм, в отличие от иудаизма, добрая религия. Чуть ли не самая добрая в мире. Чтобы проиллюстрировать доброту хасидов на конкретных примерах, экскурсовод поведала студентам пару баек про хелмских мудрецов, которые в еврейском фольклоре обычно иллюстрируют глупость.

    Ропот в группе стал явственен, когда прозвучала фраза «каждую субботу евреи, а хасиды особенно, ждут Илью-Пророка на золотой колеснице, они открывают дверь, выходят за порог и ждут, когда же он прилетит…». Студенты перешептывались: «Кого-кого мы ждем?» – «Она про пророка Элиягу?» – «Но, помилуйте, при чем здесь Шабат! Мы ждем его на Песах!» – «А может это про царицу Субботу?» – «Или про Мошиаха?»

    Тем не менее, студенты прервали это волнительное обсуждение, воспитанность взяла верх, и экскурсия продолжалась. После прозвучавших сенсаций информация о том, что коровий рог – символ еврейской музыкальности, а белая коза – символ хасидизма, была воспринята с некоторым скептицизмом. Так мы и не знаем до сих пор, правда ли это.

    Перестарался наш гид в подготовке к экскурсии. Но это был единственный минус. Да и минус ли это? Подобная экскурсия вызвала у многих желание прийти домой и самим покопаться в книгах о Марке Шагале. А стремление к познанию: это ли не результат?

Л. Коган
Сайт создан в системе uCoz