"Народ мой" №24 (364) 29.12.2005

Спектакль, обращенный к человеческой памяти.

    В тот обычный ноябрьский вечер большой зал петербургского театра "На Литейном" был полон. И, хотя на сцене играли любители, а не профессионалы, зрители смотрели спектакль "Дети Холокоста" от начала до конца с напряженным вниманием, что называется, затаив дыхание.

    К трагической теме Холокоста уже не раз обращались литература, театр, кинематограф. Но здесь был случай особенный. Рассказать о судьбе еврейских детей, оказавшихся в гетто в годы Второй мировой войны, решили силами юных артистов из детского музыкального театра культурно-благотворительного общества "Ева".

    Сказать, что публика отнеслась к увиденному на сцене с повышенным вниманием было бы не совсем верно. Все время действия спектакля зрители прожили вместе с его героями. Видно было, что у многих от боли сжимались сердца, наворачивались слезы. Хотелось что-то для детей сделать, броситься к ним на помощь, попытаться спасти от неминуемой гибели. Итак, сопереживания этим хрупким еврейским девочкам с желтыми магендовидами, надетыми на лагерную одежду, стало главным в спектакле "Евы".

    Зрительный образ спектакля решен художниками Натальей Воронцовой и Марией Мищенко с помощью вращающихся ширм. Малейшее их передвижение, и действие легко переносится из тюрьмы с колючей проволокой в далекое прошлое.

    Сюжет, придуманный постановщиками Еленой Рабинович, Юлией Воронцовой и Сергеем Гусевым, прост. Узники, обреченные на страшную смерть, потерявшие надежду на спасение, пытаются успокоить малышку, вместе с ними оказавшуюся в фашистском застенке, и начинают вспоминать традиционные еврейские праздники. Самая старшая из них - Анна (Диана Мельникова) - рассказывает истории про Хануку, Пурим, восстание Маккавеев.

    Музыкально-хореографические картины из прошлого в сюжете спектакля обретают глубокий, отнюдь не иллюстративный смысл: ведь речь идет о тех, кто много лет назад с оружием в руках защищал право этих людей на жизнь, на свою религию и традиции. Но чем все это может помочь ребенку, попавшему в неволю? Пробудить в детской душе чувство гордости за предков? Дать ощущение себя как частицы древнейшего народа?

    События прошлого тесно переплетаются с днем настоящим. Почти сказочные эпизоды с царями, древними воинами сменяют выходы в страшную реальность. Становится слышен лай сторожевых псов, зловещее потрескивание огня.

    В этой трагической истории гибнут все - и взрослые, и дети. Только маленькая Эля чудом остается в живых. Она должна вырасти и рассказать правду о тех, кто сгорел в пекле войны. Элю сыграла девятилетняя девочка Вера Бороздина, которой удалось судьбу невинной жертвы Холокоста пропустить через себя, пережить чужую боль как свою собственную. В реальной, сегодняшней жизни Вера посещает изостудию, увлекается хореографией. И ко всему прочему она оказалась талантливой юной артисткой.

    Идея спектакля "Дети Холокоста" выражена в форме публицистически-страстной. Мысль о том, что верность евреев своим традициям, религии, культуре спасала народ от полного уничтожения на протяжении многих веков, встречает в зале правильный и благодарный отклик, отклик живой и непосредственный (сужу по репликам зрителей, которые сам слышал после окончания спектакля).

    Спектакль детского музыкального театра "Ева", безусловно, имеет большое воспитательное значение. В современном мире, залитом кровью и взрываемом террористами, протест против Холокоста звучит по-настоящему злободневно.

Давид Кантор
Сайт создан в системе uCoz