"Народ мой" №24 (364) 29.12.2005

Совесть - великое достояние человечества

     Свой 157-й сезон при полном аншлаге открыл Вологодский государственный драматический театр. Для открытия был выбран спектакль, написанный Ф. Гудрич и А. Хаккетом по всемирно известным дневникам голландской девочки Анны Франк и книге "Убежище". Сценическую редакцию и постановку осуществил художественный руководитель театра Зураб Нанобашвили.

     Для режиссера это был совсем не простой выбор. Дневники тринадцатилетней девочки, написанные в страшные военные годы, вовсе не предназначались для публикации. Их полное издание со всеми детскими и недетскими откровениями наткнулось на большие трудности морального плана. Тем более, их театрализация, предпринимавшаяся ранее драматургами и режиссерами, не всегда оказывалась удачной. Само содержание пьесы лишено какого-то динамизма в пространстве. Две еврейские семьи и еще один человек на два года отрезаны от мира в своем укрытии, где они пытаются спастись от преследования. Фактически, они дожидаются своей неизбежной гибели, но каждый понимает эту ситуацию по-своему.

     Межличностные отношения внутри малой группы людей, существующей долгое время в практически замкнутом пространстве, не могут не перерастать в конфликтные бытовые ситуации. Особенно, если эта группа находится под постоянной угрозой смерти, лишена элементарных бытовых условий, наконец, просто голодает. Но в этом спектакле режиссеру и прекрасному ансамблю актеров удалось так повернуть историю развития человеческих симпатий и антипатий, что они стали выше бытовых взаимоотношений. Возникновению конфликтов среди людей старшего поколения они противопоставили рождение высокого чувства любви у рано взрослеющих в этих страшных условиях детей.

     Настоящая премьера спектакля состоялась еще прошедшим летом в рамках VIII Всероссийского театрального фестиваля "Голоса истории", посвященного 60-летию Победы. Все спектакли по традиционным условиям фестиваля играются под открытым небом: в интерьере Вологодского Кремля, на подмостках, установленных на площадях и в парках города. "Дневник Анны" и вовсе был поставлен режиссером Нанобашвили, в прямом смысле - "на высоте", т. е. на крыше собственного театрального здания. Критики отметили, что этим режиссер хотел "приблизить к небу" своих героев. Так это или не так было задумано, но у зрителей и членов фестивального жюри мнения совпали: спектакль удался.

     В спектакле заняты пять заслуженных артистов РФ. Роль Анны прекрасно вела молодая Наталья Воробьева. В ансамбле с мастерами она не только не потерялась, а, наоборот, смогла убедительно пронести линию физического и морального взросления тринадцатилетнего автора дневника. Впечатляет игра ведущего актера театра Леонида Рудого - господина Франка, сумевшего стать моральным стержнем в невыносимых условиях заточения. Убедителен актер Сергей Закутин в сложной роли Петера Ван Даана, показавший психологически трудные процессы преодоления одиночества и неприятия бытовых конфликтов. Скупая на реплики роль матери Анны (Светланы Трубина) в какие-то моменты помогает поднять понимание бытовых конфликтов на уровень гражданственных и высоких моральных позиций.

     Интересное оформление сцены нашла художник Анастасия Паутова, рискнувшая стилизовать крышу убежища под большой многоцветный витраж. Он контрастирует с серым пространством сцены, как бы напоминая о том, что где-то есть другой мир с его светом и радостями. В финальной сцене Анна и Петер в канун своего расставания, по дороге к гибели, оказываются уже на фоне яркой витражной крыши. И эта трагическая сцена наполняет зрителя верой в то, что люди могут и должны быть счастливы. Музыкальное сопровождение спектакля еврейскими мелодиями выбрала со вкусом и чувством меры Дина Бортник.

     Если на премьерном фестивальном спектакле присутствовало всего около сотни зрителей, то на открытии сезона зал был полон. Меня порадовало то, что среди зрителей я увидел много молодежи. Кто-то после летнего успеха спектакля высказывал опасения: будет ли он столь же успешно принят на большой сцене, вызовет ли у массового зрителя понимание и интерес. Перенося спектакль с крыши на сцену, режиссер, актеры сумели сохранить тот высокий духовный уровень рассказа о драме времен Второй мировой войны, ставшей во многих странах символом трагедии европейского еврейства. Зрители, видевшие оба варианта постановки, говорили мне, что Зураб Нанобашвили и его актеры сумели в творческих поисках найти достойное продолжение темы. Стала ясна режиссерская задумка: спектакль должен вызывать не просто жалость и сострадание к жертвам, но служить предостережением и протестом против вновь поднимающейся в мире волны национальной и межконфессиональной розни, ненависти и нетерпимости. И зрители правильно это поняли. Весь зал встал и долгими аплодисментами, цветами проводил создателей спектакля.

     Читая лекции по истории Холокоста студентам, я каждый раз с сожалением убеждаюсь в том, что трагедию Анны Франк, вообще историю борьбы с фашизмом молодое поколение знает явно недостаточно. Постановка спектакля в Вологде особо значима. По сведениям из библиотек города, экземпляры книги Анны Франк многие годы стояли на полках практически не востребованными. Спектакль пробудил к ним читательский спрос. И на премьерном спектакле я встретил много знакомых студенческих лиц. После спектакля мне тоже захотелось еще раз прочесть дневники Анны Франк. В предисловии к одному из изданий я увидел ссылку на известное обращение Адольфа Гитлера к немецкому народу: "Я освобождаю вас от химеры, которая называется "совесть". Совесть - это изобретение евреев". Во что могут превратить мир люди, лишенные совести, показала Вторая мировая война. Человеческая совесть питала патриотизм, поднимала солдат в атаку, помогла людям пережить ленинградскую блокаду, заставляла, не щадя сил, трудиться на Победу в тылу. Человеческая совесть заставляет всех нас помнить не только трагедию Анны и шести миллионов евреев Европы, но и потерю всех двадцати восьми миллионов жизней наших соотечественников. И если бы действительно совесть изобрели евреи, то еврейский народ должен был бы гордиться этим, как говорится, до конца Света. Но совесть не имеет национальности. Совесть - великое достояние всего Человечества.

Исаак Подольный,
г. Вологда
Сайт создан в системе uCoz