"Народ мой" №24 (364) 29.12.2005 - "Некуда" №12 (77), 2005

Библейская история

Продолжение. Начало в №№ 8, 9, 11.

ЗАГАДОЧНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ МОИСЕЯ

    Все предыдущее повествование в Ветхом завете занимает одну книгу "Бытие". Героем четырех других книг Пятикнижия является Моисей.

    Вторая библейская книга "Исход" начинается с того, что рассказывает о смерти Иосифа и сразу же, совершенно пропуская описание почти трехсот лет жизни израильтян в Египте, переходит к египетскому рабству, а затем к истории рождения и жизни Моисея, человека, с помощью которого Г-сподь Б-г вывел евреев из рабства и привел их на свою родную землю. Скитания евреев в пустыне изображены не только в "Исходе", но частично и в книге "Числа"1, и во "Второзаконии".

    "И умер Иосиф и все братья его и весь род их; а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та2. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочисленнее и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Рамсес, города для запасов".

    Однако, это не помогло, "чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал". Тогда фараон вызвал двух еврейских повивальных бабок и приказал убивать всех новорожденных мальчиков, а когда увидел, что и это не помогает, то всему народу велел топить их в реке.

    Можно предположить, что после смерти Иосифа его потомки и потомки его братьев жили в Египте. Они занимались скотоводством, не вмешивались в египетскую жизнь, не смешивались с местным населением, но размножались интенсивно, чем и раздражали последнее. Этим объясняется приказ фараона убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. Народная память, как правило, пропускает периоды застоя и сохраняет только какие-то особые, роковые либо славные моменты своего прошлого. Вероятнее всего, примерно триста лет после смерти Иосифа с евреями в Египте ничего не происходило, и Библия этот период их жизни не "запротоколировала". Единственное, что она отметила, так это их плодовитость и обособленность. Черты, кстати, и впоследствии типичные для евреев. Так или иначе, но почти за 300 лет спокойной египетской жизни после Иосифа евреи, следуя библейской версии, все-таки не утратили своей веры и сохранили память об Аврааме о и религиозном откровении, данном Б-гом их праотцу.

    О том, как в эти годы жил Египет, в Библии тоже не сказано. Видимо, евреи этим мало интересовались, да и жили в стороне от основных событий. Но время шло, и настал день, когда фараон решил построить в провинции Гошен города для запасов - Рамзес и Питом, и было принято решение привлечь к строительным работам израильтян-пастухов из Гошена, чья плодовитость уже давно раздражала и фараона и население. Так кончилась безмятежная жизнь сынов Израиля, и они оказались в "доме рабства".

    В соответствии с Библией ("Исход"), спас евреев из египетского рабства Моисей3, сын одной из женщин из рода Левия4. Моисей (в еврейском произношении Моше) родился, когда в стране уже действовал указ фараона об уничтожении всех новорожденных еврейских мальчиков. Мать чудом спасла его от смерти, и чудом же он попал на воспитание к дочери фараона. Она и дала ему имя Моисей. От древнеегипетского "мосе" - дитя, сын. На иврите "моше" означает "вынутый из воды". Интересное и многозначительное совпадение. Евреи обычно трактуют это имя в своем переводе, только вот не объясняют, откуда египетская принцесса могла знать иврит.

    Таким образом, в то время как все еврейские малыши погибали сразу при рождении, Моисей воспитывался в высочайшей семье. Как же мог еврейский ребенок, а затем молодой человек жить в доме фараона, приказавшего убивать всех еврейских мальчиков? И что он делал, став взрослым? Египтяне обрезали своих новорожденных детей, и по этому признаку фараон не мог знать о том, что его воспитанник еврей. Но как сам Моисей узнал о своем еврействе? Ведь он рос во дворце и у него не было контактов ни с матерью, ни с родственниками. В Библии об этом ничего не сказано.

     У Иосифа Флавия в Приложениях к его книге со ссылкой на арабские источники приводятся некоторые отрывочные сведения о детстве и юности Моисея, указывающие на его особое предназначение в этом мире, но там тоже ничего не говорится о его еврействе. Будучи приемным сыном принцессы, он успел побывать и военным, и царедворцем. Однако все эти успехи Моисея не впечатляют.

    Описание жизни Моисея в зрелом возрасте в Библии и у Иосифа Флавия практически совпадает: до сорока лет жил обычной жизнью во дворце фараона, а затем, возмущенный несправедливостью надсмотрщика, издевавшегося над евреями, убил его (в этом эпизоде Моисей впервые совершенно неожиданно проявил себя как защитник евреев; впрочем, это мог быть и поступок борца за справедливость вообще), из-за чего вынужден был бежать из дома фараона в Синайскую пустыню, где женился и жил в семье священника-скотовода (кстати, потомка одного из сыновей Авраама). Здесь он тоже жил обыкновенно: помогал хозяину ходить за скотом, растил двух сыновей, о судьбе которых нам ничего не известно.

    Удивительно, что такого рядового человека, да еще и довольно пожилого (свое подвижничество Моисей начал в 80 лет, затем водил евреев по пустыне 40 лет и умер в возрасте 120 лет) Б-г избрал для решения столь серьезной задачи, как избавление евреев из рабства. Даже если согласиться с версией Флавия об особой судьбе, предначертанной ему от рождения, всю свою сознательную жизнь до 80 лет Моисей прожил как простой смертный, ничем не выделяясь среди окружающих.

    Возможно, авторы Библии хотели показать, что для того, чтобы быть пророком, личные качества человека не имеют никакого значения. Все происходит по воле Б-жьей, и на любого человека может снизойти Б-жья благодать. По существу, Моисей стал первым пророком и орудием в руках Б-га. Пророк в еврейском понимании - это человек, которому судьбой (или Г-сподом) дано право общения с Б-гом. Неким внутренним слухом он слышит, что говорит ему Б-г, и передает его слова простым смертным. Он может даже вступать в диалог с Б-гом, что-то ему объяснять и о чем-то просить. Но главная его обязанность - доносить волю Г-спода до людей. Моисей был первым и главным пророком в еврейской истории, и его роль в избавлении евреев от рабства да и в самом создании еврейского народа переоценить невозможно.

     Итак, в тот момент, когда египетское рабство стало уже невыносимо, а сам еврейский народ оказался под угрозой прямого исчезновения, в еврейской истории совершенно неожиданно появился Моисей. И одновременно сам Г-сподь Б-г становится активным действующим лицом еврейской истории, и Б-жественные чудеса сопровождают евреев на протяжении всего исхода и нескольких последующих столетий.

    Впервые Б-г явился Моисею в пустыне в виде горящего (но не сгорающего) тернового куста. Б-г разъяснил Моисею его историческую миссию - вывести евреев из египетского рабства - и сказал, что сам будет руководить всеми его действиями, а Моисей должен доводить его указания до людей и следить за их добросовестным исполнением. Естественно, 80-летний Моисей сразу понял всю важность и ответственность этого поручения и сначала не хотел браться за него. Но Б-г убедил его. В это время в Египте как раз умер фараон, от гнева которого Моисей бежал в пустыню, и он согласился принять на себя эту тяжелую миссию - взял жену и двух сыновей и пошел назад в Египет.

    Однако по пути с женой Моисея произошел случай, объяснить который я не могу и который абсолютно не вписывается в повествовательную канву Библии. Ночью на ночлеге их встретил Г-сподь и хотел умертвить их сына. За что? Почему? Непонятно. Как отреагировал на это Моисей и что он в этот момент делал, тоже неизвестно. Сказано так: "Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Г-сподь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Г-сподь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию". Удивительно в этой истории не только отсутствие всякой логической связи с предыдущим повествованием, но и то, кого хотел умертвить Г-сподь, почему еврей Моисей не сделал своему сыну обрезание на 8-й день после его рождения (или он тогда еще не знал о своем еврействе?), и как Сепфора сумела его сделать. Ведь к этому моменту Моисей и Сепфора были уже около сорока лет женаты и, скорее всего, их сыну-первенцу тоже было около того. В таком возрасте обрезание… Весь этот эпизод вызывает недоумение и непонимание. Неужели обрезание потребовалось только в момент угрозы как доказательство принадлежности человека к избранному народу, а до этого его можно было не делать? А как же завет Авраама? А откуда Сепфора, нееврейка, знала об этом? А где в это время был сам Моисей? Непонятно.

    Вернувшись в Египет, Моисей по поручению Б-га встретился со своим братом Аароном, и вместе они пошли к фараону. И снова вопросы. Откуда Моисей узнал, что они с Аароном братья? Откуда Аарон узнал о том, что ему надо встретиться с Моисеем и что подошедший к нему человек именно Моисей, его брат? Почему Аарон пошел с Моисеем к фараону?..

    "Отпусти народ мой", - так начал Моисей разговор с фараоном, и так началась его борьба за народ и веру. Спустя более трех тысячелетий в СССР советские невыездные евреи последней трети XX века сделали эти слова символом своей борьбы за право покинуть СССР и переехать в Израиль на постоянное жительство.

    Однако переговоры Моисея с фараоном затянулись. Сначала Моисей попытался убедить фараона добровольно отпустить евреев в пустыню для совершения молитвы своему Б-гу, обещая, что они вернутся. Но "отягченный сердцем" фараон не согласился. Тогда Б-г решил переубедить фараона, показав ему свою силу и могущество. Для этого он, действуя через Моисея, стал напускать на страну разные беды, каждый раз предупреждая его, что это наказания за его неуступчивость. Так, он поочередно напустил на Египет жаб, песьих мух, саранчу, умерщвлял домашний скот, градом губил посевы, портил воду в Ниле и т. п., всего он совершил "девять казней египетских". Испуганный Фараон всякий раз просил Моисея спасти его страну от таких потрясений, обещая отпустить евреев. Но всякий раз после избавления он обманывал Моисея и отказывался от выполнения своих обещаний. Последняя, десятая казнь египетская состояла в том, что Б-г уничтожил детей-первенцев во всех египетских семьях, включая семью самого фараона. Только после этого фараон признал силу израильского Б-га и дал согласие на исход евреев. В одну ночь Моисей вывел всех своих сородичей из Египта. "И отправились сыны Израилевы из Рамсеса в Сокхоф, до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей".

    И уже здесь бросается в глаза число - "шестьсот тысяч пеших мужчин". В одну ночь внезапно поднять и вывести из страны столько человек? А если к этим шестистам тысячам добавить еще женщин, детей и стариков, то получится свыше двух миллионов человек. Это даже в наши дни нереально. Я могу предложить другое число - 20-30 тысяч человек (в т. ч. 6-7 тысяч мужчин) - как максимально возможное при оценке масштаба исхода и размеров группы беглецов.

    Итак, согласно Библии, в Египте евреи пробыли 430 лет и ушли мгновенно, в одну ночь. Накануне Б-г в мельчайших деталях описал Моисею, как надо подготовить и организовать исход. В частности, Б-г наказал евреям просить у знакомых египтян золотые и серебряные вещи и не велел еврейским женщинам брать с собой закваску для хлеба. Перед исходом Моисей не забыл взять и кости Иосифа, "ибо Иосиф клятвою заклинал сынов Израиля, сказав: посетит вас Б-г, и вы с собою вынесете мои кости отсюда".

     Что касается золотых и серебряных вещей, то в Библии это описано так: "Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросила вещей серебряных и вещей золотых… и они давали ему, и обобрал он египтян". Удивляет здесь поразительная наивность египтян: они и так-то не очень любили евреев, а чтобы добровольно отдать им свои золотые вещи…

    Что же до отсутствия закваски для хлеба, то этот факт широко известен, поскольку впоследствии евреям пришлось печь хлеб только из муки и воды. В память об этом евреи и сейчас в праздник Песах едят такой хлеб. Он называется маца, а слово песах происходит от глагола пасах, что в переводе с иврита означает минует. Б-г, наслав на Египет последнюю из казней, миновал еврейские дома, пощадив их обитателей и таким образом показав фараону, чей он Б-г.

Соломон Майзель
Продолжение следует.

1По существу, это было похоже на какое-то групповое кровосмешение, поскольку все они были во втором или третьем колене родственниками.

2Книга Левит полностью посвящена описанию иудейских законов и обрядов, описание скитаний евреев по пустыне в ней отсутствует.

3Согласно Библии, Моисей - потомок Иакова в четвертом поколении.

4По библейской легенде, мать скрывала и кормила Моисея до 3-х месяцев, а потом положила в корзину, отнесла ее на берег Нила и свою старшую дочь Мириам поставила наблюдать за тем, что будет дальше. Там корзину с ребенком нашла дочь фараона, которой малыш сразу понравился. Она взяла его себе и по предложению Мириам кормилицей малыша наняла его родную мать, естественно, не зная об этом. Еврейская и арабская легенды гласят, что то ли сама царевна, то ли ее сестра страдали проказой. Однако, когда появился Моисей, им хватило прикосновения к малышу, чтобы быстро выздороветь. Этим и объясняется признание и успех младенца Моисея при дворе. Правда, когда родная мать выкормила малыша, услуги в ней отпали, и далее Моисей рос исключительно в обществе семьи египетского фараона. Так что он не мог знать о своем еврейском происхождении.

Сайт создан в системе uCoz