"Народ мой" №1 (365) 16.01.2006

Русофобия в камуфляже

    Хорошо или плохо, но факт: нет на свете страны, которую бы все любили. И нет народа, которым бы все восторгались. Кто-то не любит Америку, кто-то Германию, кто-то Китай, кому-то поперек горла стоит Турция. Даже мирные шведы рассказывают анекдоты про якобы тупых норвежцев. Даже добродушные парижане недавно испытали лютую ненависть арабских пригородов.

    Не стоит удивляться, что и у нашей России хватает на планете недоброжелателей. Особенно много их в ближнем зарубежье. За века жизни бок о бок между соседями накопилось много всякого. До сих пор нам приходится платить по счетам царей и коммунистов: поляки не могут забыть четыре раздела их страны, прибалты - сталинские репрессии сорокового года, и даже братья-украинцы порой числят "кацапов" оккупантами.

    Но это все хотя бы можно понять.

    Трудней понять, когда от ненависти к России захлебываются иные обладатели российского паспорта. Причем, вовсе не те, кто бедствует - нет, родную страну сладострастно поносят личности вполне сытые и благополучные. Правда, их русофобия выступает не с открытым лицом, а в камуфляже. Дескать, в принципе они Россию любят. Но вот ее народ, ее историю и особенно ее культуру не переваривают. Дай им волю, просто со света сживут. А поскольку воли им никто не дает, всю накопившуюся желчь камуфляжные русофобы выплескивают на страницы печати и на экран телевизора. Причем делают это, не переставая.

    В газете "Завтра" и в "Труде" регулярно выступает некто Савелий Ямщиков, представляющий себя художником-реставратором. Можно только поражаться энергии, с которой он поливает грязью все честное и талантливое в современной русской культуре. То, чем наша страна справедливо гордится перед человечеством, вызывает у него острую неприязнь.

    Одному из самых любимых народом театральных деятелей нашей страны Олегу Табакову недавно исполнилось семьдесят. Миллионы почитателей замечательного артиста порадовались за юбиляра, встретившего серьезную дату в полном блеске своего таланта. Поспешил высказаться и Ямщиков: "Ни один телеканал, ни одна радиостанция, ни одна газета, ни один журнал не обошлись без пышных здравиц в честь юбилея Табакова. Разумеется, никто не вспомнил, что руководимый им МХАТ он переименовал в МХТ, чтобы побыстрее забыть об академических традициях и уроках Станиславского". Что это - сознательное вранье или дремучее невежество? Ведь именно Станиславский и Немирович-Данченко назвали свой театр МХТ - лишь двадцать с лишним лет спустя большевистское правительство даровало ему титул академического, который, право же, ничего не добавил великому коллективу. Нынешнее поколение "художников" как раз и решило, стряхнув казенную позолоту, вернуться к живой традиции гениальных реформаторов отечественной сцены - но что Ямщикову до русского театра и русской культуры вообще? Величайшая балерина современности Майя Плисецкая, один из крупнейших музыкантов планеты Мстислав Растропович, прославленная певица Галина Вишневская тоже удостоились своего ковша грязи.

    Косноязычный "художник-реставратор" одинаково успешно выступает в качестве специалиста по всем родам и видам искусства. Только за последнее время он успел оплевать чуть не весь современный театр России, как он изящно выражается, "всякого рода фокиных, розовских, захаровых, житинкиных и виктюков". Даже покойных Бориса Андреева и Николая Рыбникова, он, похоже, похвалил лишь затем, чтобы всех современных наших актеров чохом объявить серостью и бездарностью, словно сегодня не работают на русской сцене Инна Чурикова и Алиса Фрейндлих, Алла Демидова и Марина Неелова, Кирилл Лавров и Михаил Ульянов, Олег Басилашвили и Сергей Юрский, Владимир Машков и Евгений Миронов. Чем, кроме зависти ничтожества к таланту, можно объяснить этот острый приступ культурной русофобии?

    К огромному сожалению, господин Ямщиков не одинок в неприязни к современной России. Регулярно, каждую неделю, в том же жанре упражняется на канале ТВЦ телеведущий Пушков. Его раздражает в нашей жизни буквально все - кроме, конечно, собственного начальства, которое он любит строго по вертикали. Послушать господина Пушкова, в нынешней России все неправильно, и лишь три человека удерживают страну на плаву: президент страны, мэр Москвы и сам господин Пушков. Все прочее в глубоком упадке: не та политика, не та экономика, не та культура. Удивляться нечего: ведущий программы всякий раз, меняя хозяина, менял и убеждения. Работая в ЦК КПСС, он был твердокаменным большевиком. Попав оттуда в демократические "Московские новости", оказался стопроцентным демократом. Потом он был пресс-секретарем на ОРТ у Березовского - естественно, придерживаясь самых либеральных взглядов. Нынче он, разумеется, государственник, и, в качестве несгибаемого государственника, клеймит либералов. Поневоле вспомнишь анекдот времен застоя: "Были ли колебания в проведении линии партии"? "Не было - колебался вместе с линией". Что питает озлобленность вполне благополучного телеведущего? Неужели тоска по времени, когда даже маленький чиновник ЦК КПСС мог смотреть сверху вниз на великого актера или ученого с мировым именем?

    Даже классика не защищена от камуфляжной русофобии.

    Если раньше Пушкина и Тургенева осуждали за недостаточную приверженность революционным идеалам, то теперь великих писателей строго контролируют по части православия. Особенно преуспел в этой деятельности постоянный автор "Труда" Михаил Дунаев. Сурово осудив Лермонтова и Булгакова за "Демона" и "Мастера и Маргариту", он недавно вызвал на ковер очередного классика. "Муть и горечь, смятение и злоба" - как вы думаете, о чем это? О поэзии Александра Блока. Хотя уместнее отнести эти слова к статье о Блоке самого господина Дунаева.

    Любимое занятие камуфляжных русофобов - выискивать или придумывать темные пятна на светлых биографиях. Недавно у них был просто праздник сердца - вышел на ТВ сериал, где нас пытались убедить, что вечно пьяный дурачок с угодливой улыбочкой и есть Сергей Александрович Есенин. Неудачные работы могут быть у каждого - в том числе, и у такого ярко одаренного актера как Сергей Безруков. Но добровольные ревизоры отечественной культуры обрадовались: вот он, ваш хваленый гений - и пил, и матерился, и лизоблюдничал, и вообще такой же, как мы! Ошибаетесь, господа, не такой - он, между прочим, еще и стихи писал…

    

Николай Марьин
МБПЧ
Сайт создан в системе uCoz