"Народ мой" №2 (366) 31.01.2006 - "Некуда" №1 (78), 2006

Библейская история

Продолжение. Начало в №№ 8, 9, 11, 12.

ЧУДЕСА НА ВИРАЖАХ

    Праздник Песах (по-арамейски "пасха") - главный праздник евреев. Он длится неделю и символизирует не только освобождение народа из египетского рабства, но и рождение самой еврейской нации. Впервые этот праздник евреи начали отмечать сразу после исхода и с тех пор он ежегодно отмечается в дни исхода в течение уже более чем трех тысяч лет.

    Пока существовал Храм, евреи в первый день праздника, называемый седер, приносили в жертву Б-гу ягненка ("пасхального агнца"). Его закалывал в Храме священник. Часть ягненка приносилась в жертву, а остальное священник отдавал семье, эту жертву принесшей, как главное блюдо праздничного стола. Жареная баранья нога, которую верующие евреи и сейчас кладут на тарелку во время пасхального седера, символизирует этого ягненка. После разрушения второго Храма этот обычай был отменен, но сам праздник остался. Все семь дней праздника евреи не имеют права не только есть хлеб, но даже держать его в доме. Поэтому накануне делается тщательная уборка и ликвидируется весь хлеб и хлебные продукты. Едят мацу и разные блюда, приготовленные из нее.

    Итак, Моисей, исполняя в точности все Б-жьи поручения, вынудил египетского фараона отпустить евреев из Египта. Это первый в Библии эпизод демонстрации Б-гом своего могущества. Второй раз Б-г продемонстрировал свою силу уже всем евреям. Это произошло в момент исхода. Фараон сначала отпустил всех евреев в пустыню, но потом передумал и отправился в погоню. Около моря войска фараона догнали беглецов. Однако Моисей, вдохновленный самим Б-гом, провел евреев по дну моря "аки посуху" - когда они подошли к берегу, вода внезапно отхлынула; а затем, когда на морское дно вступили преследующие евреев войска фараона, вода внезапно вернулась и всех затопила. Это чудо вызывает большое недоверие у большинства современных читателей, даже с учетом научных объяснений о принципиальной возможности такого рода явления. Но чтобы буквально минута в минуту вода сначала схлынула, когда это было надо, а потом минута в минуту нахлынула... Такое совпадение может быть только в сказке… и в Библии.

    Здесь уместно обратить внимание еще на одно обстоятельство. Зачем всемогущему Б-гу понадобилось демонстрировать какому-то фараону десять казней египетских? Ведь он Б-г и может решить этот вопрос гораздо проще. Я думаю, что авторы этой легенды имели в виду следующее: если описанная в Библии история правдива хотя бы в самом факте мирного исхода группы евреев из рабства, то это первый в мировой истории случай мирного восстания рабов, закончившегося их победой и без кровопролития.

    Принципиальная особенность этого восстания, библейского, исторически не задокументированного, состоит в том, что рабы не мстят и не убивают хозяев, и даже не убегают, а убеждают и силой логики заставляют хозяев отпустить себя. Рабы уходят потому, что хозяева, подчиняясь логике, вынуждены их отпустить. Это мирная революция. А мирная революция требует убеждения противника в своей силе и бесполезности сопротивления.

    Вот такую воспитательную работу с фараоном и демонстрирует Моисей своими, а точнее божескими, "казнями египетскими". И фараон, в конце концов, принимает его условия, вынужден принять. Если бы Моисей с первого раза заставил фараона подчиниться, то это не было бы мирной революцией, не было бы убеждения противника, а было бы насилием, обыкновенным восстанием рабов, или их побегом. А здесь исход, то есть процесс, который требует времени. Наверное, для авторов библейской легенды факт мирного исхода имел большое значение, и они хотели убедить читателя в его реальности1. В истории стран Ближнего Востока, да и вообще в истории Древнего мира таких мирных революций не описано. Это единственная. Да и вообще, много ли таких революций было во всемирной истории2?

    Дальнейшая история исхода - это цепь чудес, история скитаний евреев по Синайской пустыне и борьбы Моисея за соблюдение ими чистоты веры, история надежд и разочарований, жизненных трагедий и величайших озарений. Хочу только в очередной раз вспомнить А. Меня, который говорил, что, "когда речь заходит о религии, историку приходится молчать, поскольку здесь его методы и средства исследования бессильны". К истории Моисея и его борьбы с евреями за евреев сказанное относится в полной мере.

    "И гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделалось море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше; воды же были им стеною по правую и по левую стороны", в то же время египетская армия в этом море полностью утонула.

    Хочу обратить внимание читателя на торжественную песнь, в которой Мириам, сестра Моисея, воспела это событие. Во время радостного празднования исхода всегда рассказывается вся его история, в том числе эпизод о том, как евреи выманили у египтян их золотые и серебряные вещи, как египетская армия в погоне за евреями утонула в море и как затем Мириам воспела это событие. Конечно, с позиций современной морали, воровать нехорошо, а радоваться гибели даже врага - тем более. Однако этой легенде свыше 3000 лет, поэтому вряд ли стоит сравнивать моральные принципы тех лет с нашими. Сегодня это просто сказка о том, как давным-давно наши предки спаслись из египетского плена, и, вспоминая ее, рассуждать о каких то моральных принципах так же нелепо, как жалеть какого-нибудь Циклопа, убитого Одиссеем.

    Спустя семь недель после исхода из Египта израильтяне достигли Синайской горы. Во время этих семи недель Б-г неоднократно спасал евреев от смерти, демонстрируя им свои безграничные возможности. Помимо избавления от преследования фараонова войска, он спас их от жажды, указав Моисею, куда нужно ударить жезлом, чтобы выбить из скалы воду, он ежедневно кормил их манной небесной (при этом совершенно не понятно, сколько надо было собирать этой манны, чтобы ежедневно утолять голод такого большого количества людей, сколько манны должно было быть в пустыне и как быстро она должна была воспроизводиться), а несколько раз даже перепелами и т. п. И здесь тот же самый вопрос: сколько десятков или сотен тысяч этих маленьких птичек должно было быть в утомленных встречным ветром перепелиных стаях, чтобы хоть один раз накормить 30000, я уж не говорю 2000000, голодных людей. Также не ясно, почему Б-г был вынужден кормить беглецов манной небесной и перепелами, ведь, согласно Библии, "множество разноплеменных людей вышло с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое".

     Если принять во внимание все вышесказанное, то напрашивается мысль, что манна небесная не входила в ежедневный рацион питания беглецов, и перепела не могли утолить их голод и тоску по мясу, а понадобились авторам Библии только для того, чтобы продемонстрировать ее критически настроенным читателям чудеса, которые может совершать Б-г. Но если безоговорочно верить святой Библии, как это делают ее доверчивые читатели свыше 2500 лет, то беглецы действительно были голодны, и Б-г совершал все свои "чудеса" ради сохранения их жизней. Одновременно это поддерживало веру у забитых и запуганных людей, вчерашних рабов, постоянно колеблющихся между страхом и надеждой. Однако всякая новая проблема и новая трудность вызывала у них чувство страха и готовности вернуться в рабство. Народу был нужен духовный стержень. И Б-г решил дать такой стержень.

    У подошвы Синайской горы Моисей, опять же по Б-жьему велению, приказал разбить лагерь. Здесь Б-г в первый и единственный раз обратился ко всему народу и возвестил ему свои знаменитые 10 заповедей3. Предварительно Всемогущий велел Моисею подготовить израильтян к церемонии дарования заповедей и закрепления отношений между ними и Б-гом. Во исполнение этого поручения Моисей привел всех к подножию горы Синай (Хорив), объяснил им, что сейчас они увидят и услышат самого Б-га, и после этого состоялась процедура явления Б-га еврейскому народу. Вс-вышний прочел им свои десять заповедей.

    Первая заповедь является как бы преамбулой договора: "Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из страны Египетской, из дома рабства"; она лишена формы приказа. Все остальные заповеди в приказной форме требуют соблюдения основных требований, предъявляемых к евреям. Это предписания против идолопоклонства, упоминания всуе имени Б-жьего, неуважения к родителям, убийства, воровства, прелюбодеяний, лжесвидетельств и непорядочного отношения к ближним, т. е. окружающим людям, дополнительное предписание требует соблюдения субботы.

    Закончив чтение заповедей, Вс-вышний сказал: "Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет со Мной, то будете Моим дражайшим уделом из всех народов… вы будете у Меня царством священников и народом святым". Другими словами, этот завет гарантировал израильтянам, в случае соблюдения ими всех его требований, легкую жизнь, избавление от болезней, бесплодия и выкидышей, а в перспективе и владение землей, текущей молоком и медом. Заманчивое предложение. И израильтяне, не осознав всей сложности честного и добросовестного исполнения этих заповедей, моментально ответили: "Все, что говорит Господь, исполним".

    И здесь невольно возникает вопрос: как согласуются требования Г-спода Б-га о соблюдении израильтянами этих десяти заповедей с обещаниями подарить им Ханаанскую (практически чужую) землю и последующим требованием убивать поголовно всех ханаанеян: мужчин, женщин, детей, стариков, всех, даже скот? Ответ только один: по-видимому, все эти заповеди только для "внутреннего употребления", их надо соблюдать только в своей, еврейской среде, а требования "не убий" и "не укради" надо читать: "не совершай преступления убийства своих" и "не совершай преступления кражи среди своих". И тогда все нормально, все соответствует этим замечательным десяти заповедям: земля Ханаанская на самом деле не Ханаанская, она давно обещана израильтянам самим Б-гом. А кто может быть главнее Самого Г-спода Б-га?

     И поэтому, когда Б-г скажет израильтянам: "Забирайте свою землю", то ее надо забрать, ведь она согласно Б-жьей воле принадлежит им. Если же ханаанеяне этого не знают и не отдают эту землю по-хорошему, то ее надо с Б-жьей помощью завоевать, а тех, кто ранее жил на этой земле и добровольно ее не покинул, уничтожить. Более того, уничтожить надо и тех, кто когда-нибудь, когда вырастет, сможет на нее претендовать. В такой постановке убийство ханаанеянина не есть преступление, это благое дело. Как здорово! Я думаю, всем последующим агрессорам во всем мире моральное право на совершение агрессии давал именно Г-сподь Б-г, а солдаты их победоносных армий с чистой совестью могли напевать известную песенку Окуджавы: "А если что не так, не наше дело, как говорится, Родина велела. Как славно быть ни в чем не виноватым, совсем простым солдатом".

    В память о явлении Б-га на горе Синай перед всем еврейским народом и о том, что в этот день Б-г даровал народу десять заповедей Торы, евреи через семь недель после второго дня Песах, т. е. на 50-й день после начала Песах, отмечают праздник Шавуот (Пятидесятница)4. В древнем Израиле он совмещался с началом сбора урожая, так что Шавуот - это еще и праздник начала жатвы. В наше время правоверные евреи всю ночь перед Шавуот в синагоге или дома читают Тору и затем в течение всего дня едят только молочную пищу.

    Люди слышали Б-га и видели его среди грома и пламени. Заключили с ним завет. Однако они были так напуганы грозным явлением Вс-вышнего, что, даже заключив завет, по-видимому, не вполне восприняли всю его важность. Это проявилось буквально через несколько дней, когда они нарушили одну из заповедей.

Соломон Майзель

1И при такой постановке возникает вопрос: кто мог быть автором такой поучительной сказки и когда он мог жить?

2Разве что мирная индийская революция против английского владычества под руководством М. Ганди и Д. Неру в конце 40-х годов прошлого века, движение за гражданские права темнокожих в 60-70-е годы XIX века в США да еще антикоммунистические движения конца 80-х годов в Восточной Европе и 90-е годы у нас, но последний пример - это уже революция сверху.

3Сейчас, после обнаружения свода законов Хаммурапи, стало известно, что не аналогичные, но очень похожие законы были записаны еще в этом своде за 500 лет до Моисея.

4У христиан на пятидесятый день после православной Пасхи тоже отмечается праздник, он называется Троица. Установлен он в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое произошло на 50-й день после Пасхи (воскрешения) и трактуется церковью как начало широкого распространения христианства.

Сайт создан в системе uCoz