"Народ мой" №3 (367) 14.02.2006

Перечитаем профессора Авинери

     Представлять профессора Шломо Авинери читателю, мало-мальски интересующемуся историей своего народа, нет необходимости. Его книгу "Основные направления в еврейской политической мысли" этот читатель прочел еще тогда, когда она в 1983 году была выпуском 9 в незабвенной серии "Библиотека - Алия" (было и переиздание). Теперь она выпущена издательством "Гешарим/Мосты культуры" под названием "Происхождение сионизма", а былое название стало подзаголовком. Эволюция пошлая и закономерная, как все наше время: исходное название показалось, видимо, слишком сложным. В те времена, когда книги серии "Библиотека - Алия" нельзя было давать "на почитать" без риска утратить навсегда, - в те времена оно слишком сложным не было.

     Еще две ложки дегтя сразу, до кучи - вернее, до бочки. Копирайты "Авинери Ш." и "Библиотека - Алия" даны без года! Издатели постеснялись... чего?! Переиздания старой книги? Но любому читателю ясно, что эту книгу возраст не портит - это же не злободневные писульки тех, кто нещадно доит еврейскую тему, опускаясь до доносов. Это серьезная книга, читая которую, понимаешь - хоть прошло много лет с тех пор, как ты окончил вуз, - зачем нужны хорошие профессора: чтобы понять предмет. Ибо прочесть исходные работы классиков сионизма, даже если они и были бы все переведены на русский, - непомерный труд. А ведь надо еще и отобрать. И поместить в контекст времени.

     И тут издатели допустили еще один прокол. Они упустили возможность снабдить книгу современным комментарием. А жаль, ибо отмеченные проф. Авинери точные предсказания классиков выглядели бы еще значительнее и зачастую мрачнее. Временами хочется спросить - а читали ли эту книгу некоторые израильские политики? Или у них все время уходит на дележку мест в кнесете и бегание из партии в партию?

     Для тех, кто будет читать эту замечательную книгу в первый раз, осмелюсь рекомендовать обратить внимание на одно анекдотическое и одно серьезное место. Анекдотическое - это рассказ о том, откуда Маркс взял свои антисемитские идейки (с.72) - о, ужас, тоже от еврея! А серьезное - это повествование об идеях рабби И.Х. Алкалаи, рабби И.Г. Калишера (с.82) и рабби А.И. Кука (с.412) - как об относительно менее известных.

     Идейно-историческое полотно, разворачиваемое автором, столь последовательно и логично, что поневоле кажется: ты сам слышал или читал труды этих людей, ты, кажется, даже понимаешь их идеи и - неизбежное следствие понимания - пытаешься приложить их к сегодняшнему дню.

     Например. Какую огромную роль сыграло в истории нашего народа умение говорить, писать и убеждать - это знают все. Потом наступил период, когда говорили стволы и лопаты, потом еще позже - ракеты и капельное орошение. И это было так убедительно, что великий Бен-Гурион сказал: "Не важно, что говорят гои, важно, что делают евреи". Сказал - как сделал. Но времена меняются, роль слова растет. И мы видим, как лживая арабская пропаганда посредством фальсифицированных кадров завоевывает сердца "детски доверчивых" европейцев. Следствия известны: деньги ПА и рост антисемитизма. В наше время PR хорошо окупается - не пора ли нам это понять?

     Вот другой аспект - мы говорим, что рост антисемитизма в Европе был связан с выходом евреев из гетто и проникновением их во все сферы общественной жизни. Но с чем был связан сам выход из гетто? С либерализацией общества. Не следует ли из этого, что антисемитизм вообще неизбежен, ибо любое движение к либерализму... и все сначала? Поскольку же все процессы в обществе идут с задержкой и от "послаблений" до "продвижения" проходит 15-25 лет (школа + институт + начало карьеры), то неизбежны колебания с примерно таким периодом?

     Вот третий аспект. "Автоэмансипаторы" должны были выбрать между Америкой и Израилем. Народ разделился, и вот мы имеем то, что имеем. Религиозные евреи сохраняют народ (за счет рождаемости и передачи традиции), но не смогут сохранить страну, ибо она в их глазах не вполне легитимна. Секулярные евреи могут противостоять арабам на уровне страны, но проигрывают им демографически, а секулярный либерализм не дает по-настоящему отгородиться от арабов. Надежда на замирение после отдачи территорий - такой холоймес, что даже стыдно. Если и удастся выиграть немного времени, то существенно это ситуацию не изменит. Уровень жизни арабов не возрастет настолько, чтобы им расхотелось сбросить евреев в море (и лучше - с акулами). А может, им этого и никогда не расхочется - при некотором дефиците созидательных идей очень полезно иметь консолидирующую идею разрушения и уничтожения (Запада вообще и Израиля в частности и в особенности). Уж не подсказывает ли нам История, что евреям все-таки придется лет через 50-100 перечитать профессора Авинери и собраться в одном месте?

Леонид Ашкинази
Сайт создан в системе uCoz