"Народ мой" №3 (367) 14.02.2006

Этой земле принадлежу…

Жак Липшиц
     В частном музее-коллекции Барнса в Филадельфии обращают на себя внимание две небольшие женские работы известного в Америке скульптора Жака Липшица. Они установлены в коридоре второго этажа. С одной из них связана интересная история, происшедшая совсем недавно - в 1996-97 годах. Писатель и издатель Игорь Михалевич-Каплан, живущий в Филадельфии, уже много раз бывал в этом музее. Но, придя туда в очередной раз, вдруг обратил внимание на то, чего раньше не замечал: голова одной из скульптур удивительно напоминала облик Анны Ахматовой. Приглядевшись, Игорь увидел: да, действительно, в этой скульптуре были не только характерные для Ахматовой внешние черты - нос с горбинкой, челка, но и то, что всегда отмечали в поэтессе, - какой-то царственный поворот головы, достоинство и печаль.

    Игорь знал, что Липшиц был другом Модильяни, когда они оба жили в Париже, знал, что Модильяни был знаком с Анной Ахматовой, очень увлечен ею и много ее рисовал. Так что вполне можно было предположить, что и Липшиц был знаком с ней тоже.

     Вот такое любопытное переплетение трех культур - русской, французской и еврейской.

    Михалевич-Каплан написал статью о своем открытии-предположении. Более того, по его просьбе эту скульптуру посмотрел знакомый художник и поэт из Вашингтона Виталий Рахман. Он подтвердил: да, голова скульптуры удивительно напоминала черты Ахматовой. Вглядываясь затем в скульптуру внимательнее, Рахман увидел то, что поразило теперь и его. Сначала он не поверил своим глазам - на торсе скульптуры был как бы еще один скульптурный портрет.

    Оба исследователя привлекли специалистов. Поработали с компьютером, с фотороботом и убедились, что Липшиц, видимо, делал эту работу с лукавой улыбкой. Кроме ясно видимой части, оставил еще свой собственный, не сразу угадываемый портрет. Груди скульптуры были - Глазами. Предмет, который женщина держит в руке, это - Нос с расширенными ноздрями. Нижняя часть - подбородок. И что особенно бросалось в глаза - прическа, такой типичный для Жака Липшица зачес набок. Вот так, возможно, с юмором и усмешкой Жак Липшиц выполнил свой автопортрет - только для тех, кто его сможет увидеть.

     Об этом открытии я прочла в книжке "Филадельфийская находка", выпущенной Михалевичем-Капланом. Думаю, остроумный Липшиц получил бы удовольствие, узнав, как умные и остроглазые потомки раскрыли его секрет.

Изнасилование Европы
     А теперь о самом скульпторе Липшице.

    Жак (Хаим-Яков) Липшиц родился в Литве, в весьма обеспеченной религиозной еврейской семье в 1891 году. Отец хотел, чтобы сын продолжал семейный бизнес и стал фабрикантом. Но мальчик с ранних лет лепил. Вcе свободное время он отдавал этому странному для родных занятию. По окончании реального училища он, втайне от отца, но при поддержке матери, уезжает в Париж учиться искусству. Первый год он живет в знаменитом "Улье" - многоугольном старом доме, где в то время обитали эмигранты из разных стран - художники, поэты, скульпторы. Многие из них в будущем стали славой Франции. Отец недолго сердился на сына и через год начал щедро ему помогать.

    Мне приятно рассказывать о художнике, к которому судьба была благосклонна. Слишком часто мы видим в их судьбах долгое непризнание, нищету и раннюю смерть.

     Но беззаботное студенческое время длилось только два года. За эти годы Липшиц окончил Школу изящных искусств. А затем отец разорился, и Жаку пришлось по ночам развозить фрукты или подрабатывать у других скульпторов. В свободное время он много работал над своими собственными скульптурами. В 1914 году поэт Макс Жакоб познакомил Липшица с Пикассо. Липшиц сурово раскритиковал Пикассо, но, тем не менее, а может быть, именно поэтому, они подружились и остались друзьями на всю жизнь.

     Вначала Липшиц работал в строго классической манере. Но в то время становится модным кубизм, начало которому положили работы Пикассо. Жак Липшиц понял и принял этот стиль, он считал его наиболее соответствующим духу их времени. Пикассо говорил по этому поводу: "Я изображаю мир не таким, каким я его вижу, а таким, каким его мыслю". Для кубизма важна была не передача внешнего правдоподобия человека, а раскрытие его духовного мира, внутренней сущности. Отказавшись от многосторонней психологической характеристики, кубисты стремились выявить и подчеркнуть одно определяющее человека качество, дать как бы сгусток его внутреннего состояния.

Рождение музея

     И Пикассо, и другие поклонники этого стиля жили в мире, не сотворенном природой, а сработанном руками и разумом человека. Их окружали сделанные вещи. Поэтому и к естественной природе они подходили как преобразователи. Природа для них - не образец для подражания, а сырой материал, подлежащий как обработке, так и переработке.

    Уже в конце 20-х годов Липшиц становится одним из известнейших скульпторов Франции. Купить скульптуру Липшица, заказать портрет Липшицу - становится знаком причастности к элите общества. В 1922 году его мастерскую посещает американец доктор Барнс, который покупает у него восемь скульптур и заказывает барельефы для внешней отделки своего частного дома-музея в Филадельфии..

     В 30-х годах в работах Липшица все больше появляются мотивы трагического. Художник встревожен победой нацизма в Германии. В его скульптуре "Прометей с орлом" Прометей защищается от острых когтей хищника. Эта скульптура была представлена на Всемирной выставке в Париже в 1937 году и была злобно атакована критиками из гитлеровской Германии.

     После оккупации Парижа немцами усиливаются антисемитские угрозы в адрес Жака Липшица, и в 1940 году художник вместе с женой-поэтессой Бетти Китроссер бежит из Парижа в Тулузу. У них нет нужных документов, и уехать из оккупированной немцами Франции им помогает американец, директор Музея современного искусства в Нью-Йорке г-н Барр. Они уезжают сначала в Португалию, а через год - в Соединенные Штаты.

Мать с ребенком
     В Париже Липшиц оставил все свое имущество, свою коллекцию картин и скульптурные работы. В Америку они с женой приехали с 20 долларами в кармане и с одной скульптурой, начатой в Тулузе. Но Америка приняла Липшица дружелюбно: его имя здесь было уже известно. О его работах во Франции писали американские искусствоведы. И скульптор отдается работе. Он сразу получает много заказов. Наивысшего трагического накала творчество Липшица достигло тогда, когда художнику стала известна судьба евреев Европы. Потрясенный мастер создает скульптурную группу, где дитя судорожно цепляется за шею матери, у которой нет ног. Она в отчаянии воздевает к небу обрубки рук.

     После войны, в 1947 году, Липшиц с женой возвращается во Францию, но затем уезжает в Соединенные Штаты уже один. Бетти Китроссер, с которой он прожил 30 лет, не захотела больше покидать Францию. Вернувшись в Америку, Липшиц начинает работу над большой статуей Святой девы Марии, заказанной ему во Франции церковью Нотр-Дам в селении Асси. Когда статуя была установлена, на ее постаменте по требованию Липшица была сделана следующая надпись: "Жак Липшиц, еврей, верный религии своих отцов, изваял эту Святую деву для поощрения жизни духа, дарующего человеку взаимопонимание с ближними". Эта надпись выражала его веру в сотрудничество евреев и христиан после кошмаров нацизма, в их совместное противостояние злу и бесчеловечности. Ради того, чтобы такая надпись была сделана, Липшиц отказался от гонорара за скульптуру.

     Один из его интервьюеров оставил нам словесный портрет художника: "В свои 70 лет он выглядел молодым и, несмотря на свои широкие плечи скульптора, казался грациозным. Мягкие голубые глаза искрились улыбкой, а длинные белые волосы контрастировали с молодым лицом. Он очаровательный и очень информированный собеседник, а в его низком голосе с годами так и не пропал французский акцент".

     Возрождение еврейского государства Липшиц встречает восторженно. Он создает скульптуру "Чудо". Это устремленная вверх фигура с руками, поднятыми к скрижалям Завета. И эта скульптура, и многие другие были переданы в дар Государству Израиль. По приглашению израильского правительства в 1965 году Липшиц со своей второй женой Юлой Альберштат и их дочкой Лолией посетили Иерусалим. "Я чувствую себя принадлежащим этой земле", - сказал художник. Скульптуры Липшица имеются во многих городах Америки, а также в национальных галереях и музеях разных стран: Англии, Канады, Франции, Швейцарии, Австрии, Италии. Жак Липшиц получил немало наград и премий. Франция сразу после войны наградила его орденом Почетного Легиона. Умер Жак Липшиц в 1978 году. Согласно завещанию, он похоронен в Иерусалиме. Без всякого преувеличения можно сказать, что Жак Липшиц - один из самых значительных скульпторов ХХ века.

Майя Басс
www.newswe.com
Сайт создан в системе uCoz