"Народ мой" №5 (369) 14.03.2006

Эстрадный "лехаим": кич или новая еврейская культура?

    МОСКВА, 2 марта (JTA) - Из темноты сцены луч света выхватывает человека в длинном черном сюртуке, ермолке и талесе, наброшенном на одно плечо. Он громко поет в микрофон, а за его спиной кружится труппа танцовщиков в похожих, но чуть более сексуальных нарядах.

    Он не кантор и не раввин. Человек на сцене вообще не религиозен. Евгений Валевич - артист, исполнитель, в чьем репертуаре программа русской еврейской музыки в жанре под названием "эстрада".

    На Западе такой жанр публике не известен, но россияне его хорошо знают и узнают мгновенно. В России расцвет этого жанра приходится на 1960-е и 1970-е годы, а его более современная и гламурная версия очень популярна теперь. Формат этого действа исключительно прост: певец в сценическом костюме - иногда поддерживаемый танцевальной группой или инструментальным ансамблем, а иногда нет - исполняет популярные музыкальные номера на сцене с расписанным задником.

    Формат еврейской эстрады похож на русскую версию: ярко освещенная сцена, сверкающие костюмы, зажигательная музыка. Единственное отличие в том, что артисты поют о том, что отражает их еврейскую идентичность. Свою "еврейскость" Валевич подчеркивает костюмом, хотя другие идут иногда иным путем.

    На "Вечере еврейской музыки и юмора", прошедшем недавно в московском концертном зале "Россия", рассчитанном на 2.500 мест, Иосиф Кобзон, народный артист Советского Союза, исполнил песню с таким словами в припеве: "Ле-хаим всем и больше ничего / Полнее наливай, бокалы поднимай / Чтоб всем хватило счастья не Земле". Ключевое слово, указывающее на то, что эта песня "еврейская", - естественно, "лехаим". Во всем же остальном песня абсолютно русская - от первого до последнего звука.

    Для многих российских евреев иудаизм и по сей день является экзотической формой культурного еврейского проявления. Российская, и даже советская, культура до сих пор ближе их сердцам. Этим и пользуются артисты, подобные Кобзону. "Мы начали ходить на такие концерты сравнительно недавно, - говорит Евгения Абрамовна, пенсионерка, всю жизнь прожившая в Москве. Она с мужем побывала на "Вечере еврейской музыки и юмора", на котором выступали Кобзон, Валевич и еще полдесятка других еврейских артистов.

    Интерес у этой пары к еврейской культуре возник совсем недавно, когда супруги состарились. Им вполне хватило того, что артисты пели на идише и что в песнях упоминались еврейские символы. "Мы ничего не знали о еврейской культуре. Где еще мы можем увидеть нечто подобное?" - говорит Евгения Абрамовна.

    В провинции подобные выступления тоже идет "на ура". Недавно в Архангельске Валевича приветствовали овацией несколько сот евреев, пришедших на его концерт. Публика рукоплескала по той же причине, по какой она после представления раскупала DVD артиста: зрителей захватила его несколько необычная и экстравагантная манера исполнения и незамысловатая интерпретация еврейского культурного наследия, встроенного в знакомый развлекательный жанр.

    Представление Валевича интересно смелым использованием еврейских стереотипов. Другие представители еврейской эстрады могут ограничиться еврейскими темами в музыке или текстах, тогда как он - еврейский во всем. Он не только поет на еврейские темы, но сам и его подтанцовка одеты в подчеркнуто традиционный еврейские костюмы. Большую часть своего выступления он напоминает выбритого еврея-хасида, только что вышедшего из синагоги с талесом, небрежно наброшенным на плечо.

    Валевич пошел еще дальше - в свое представление он легко включает религиозные ритуалы. В номере "Шабат" использовано зажигание субботних свечей и молитва, на сцене три танцовщицы кружатся под аккомпанемент скрипки с зажженными свечами в руках.

    Хотя многие критикуют артиста, считая, что он использует еврейские образы для пропаганды еврейских стереотипов, что набор предлагаемых им произведений - не более, чем кич и ширпотреб. Но, не взирая на критику, 29-летний Валевич, который выступает в этом жанре всего каких-то пять лет, со своей труппой уже объездил страны бывшего Советского Союза и Соединенные Штаты.

    Нет ничего удивительного в том, что евреи, живущие в России и в русскоязычных иммигрантских общинах Соединенных Штатов, встречают его с восторгом. Ведь для многих русских евреев репертуар Валевича соединяет в себе две части их происхождения, которые на самом деле трудно соединимы: современную российскую поп-музыку и еврейскую тематику.

    "Сам факт того, что этот музыкальный жанр востребован, есть признак здоровья еврейской культуры", - говорит Евгений Хаздан, профессиональный музыкант из Санкт-Петербурга, который много занимается еврейским музыкальным фольклором. Он убежден, что разнообразие еврейских музыкальных вкусов свидетельствует о том, что российское еврейство существует и воспринимает еврейскую культуру в соответствии с разнообразием своих вкусов.

    И хотя единственными зрителями "Вечера еврейской музыки и юмора" моложе 40 лет были те, кто сопровождал на концерт своих пожилых родственников, Валевич, похоже, считает, что у его жанра есть будущее. Задача - как-то привлечь молодежь. Он жаждет привлечь ее и заставить купить билет на одно из своих шоу. Может быть, сработает его новый техно-номер "Хава Нагила". И кто знает, может быть, в следующий раз хороший еврейский мальчик, который сопровождает на концерт свою бабушку, пригласит с собой и свою девушку…

Яша Левин
Сайт создан в системе uCoz