"Народ мой" №8 (372) 28.04.2006

"Пересадка при свете солнца"
Выставка Леонида Грольмана в Центре "Петербургская иудаика"

    Леонид Грольман родился в Ленинграде в 1947 г. В 1971 г. окончил Текстильный институт (теперь - Академия технологии и дизайна). Член группы петербургских еврейских художников "Пгишот". Участвовал во многих коллективных выставках в России и за рубежом. Персональные выставки: Музей Ф.М. Достоевского, Санкт-Петербург ("Арт-наив", 1992); Глазго, Великобритания (2001); Доме кино, Санкт-Петербург ("Путешествие на Иерусалимском троллейбусе", 2005).

    В этом году март в Петербурге выдался снежный и холодный. Казалось, что календарь ошибается, и до весны еще далеко. Возможно, единственным местом в нашем неуютном, сером городе, где весеннее настроение ощущалось буквально с первой минуты, была выставка замечательного петербургского художника Леонида Грольмана в выставочном зале Центра "Петербургская иудаика" (Гагаринская ул., 3). Даже ее название - "Пересадка при свете солнца" - воспринималось как цитата из рассказа о путешествии в жаркие страны, о котором так приятно вспоминать долгими зимними вечерами. И действительно, рассматривая яркие, сочные по цвету, живописные и графические работы, представленные на выставке, вы словно отправлялись в путешествие: пешком, с узелком на палке, перекинутой через плечо, или на спине могучего пиросманиевского вола, или в зеленой карете, запряженной игрушечной "шахматной" лошадкой, или в синем троллейбусе, последнем, случайном. В таком троллейбусе можно было уютно устроиться у окна и наблюдать, как мимо проплывают залитые солнцем пейзажи, в которых проступали то знакомые контуры питерских окраин, то затейливая мешанина улочек старого Иерусалима.

Пересадка при свете солнца. 2005
Картон, масло

Серия работ
"Простые формы". 2004-2005
    Посетители выставки делали долгие остановки у витрин, в которых были выставлены оригинальные пластические объекты - деревянные пирамидки из всевозможных шаров, кубиков, конусов, нанизанных на стержни. Сам художник назвал их "простыми формами". В этих пирамидках можно было увидеть попытку художника противопоставить нечто однозначное нашей расслаивающейся, как мокрый картон, действительности, где каждая вещь, каждый предмет наделены множеством смыслов, понятных лишь представителям той или иной субкультуры. А "простые формы", в данном случае, не пытались выглядеть многозначительно. Они не навязывали никому бесконечную череду ассоциаций. К тому же, как оказалось, им можно было подыскать какую-нибудь "полезную" функцию. Например, функцию "совершенного подарка", который описал Даниил Хармс: "Палочка, к одному концу которой приделан деревянный шарик, а к другому концу - деревянный кубик". "Такой предмет ни на что не годится, - по словам Леонида Грольмана, - даже на затычку для ванной. Он и не игрушка и не скульптурка. Все из самых простых форм, таких, как детские погремушки, то есть простые формы, простые звуки". Сегодня, когда многие критики озабочены тем, что на смену искусству живописи приходит дизайн, выверенный, но холодный; изящный, но скучный, - Леонид Грольман нарочито архаизирует дизайн, иронически раскрашивая свои пирамидки в яркие весенние цвета, характерные для его живописных работ.

    И в атмосфере внезапно наступившей весны в масштабах одного выставочного зала, ответ на вопрос: Почему на картинах Грольмана троллейбус разъезжает по Иерусалиму, где, как известно, ни одного троллейбусного маршрута никогда не было? казался вполне очевидным. - А, собственно, почему бы ему и не быть?

Александр Иванов
Сайт создан в системе uCoz