"Народ мой" №10-11 (374) 31.05.2006

Слово раввина

    И праздник Шавуот соблюдай, праздник первинок, когда начинаешь жатву пшеницы

    (Шмот, 33)

    Четыре названия у этого праздника: Шавуот, Праздник бикурим, Ацерет и Праздник дарования Торы. Источник названия Шавуот заключен в тех семи неделях (шавуот), которые отсчитывают от праздника Песах. Эти семь недель заканчиваются перед 6 Сивана, который, таким образом, оказывается пятидесятым днем после Песаха. Другое объяснение основано на созвучии слова шавуот ("недели") и швуот ("клятвы"), ибо две клятвы связаны с этим днем:

    1. клятва, которую дал народ Израиля при получении Торы, стоя у подножья горы Синай: Наасэ венишма! - "будем исполнять [указания Торы] и изучать [ее, вникая в смысл ее заповедей]!";

    2. клятва, которую дал Вс-вышний: никогда не заменять избранный Им народ Израиля другим народом.

    Праздником бикурим ("первинок") он называется потому, что когда евреи приходили в Храм, они приносили с собой "первинки урожая своей земли" - как выражение своей благодарности Вс-вышнему, Который дал им во владение эту землю и насыщает их ее плодами. Бикурим приносили только из семи видов плодов, которыми славится Страна Израиля, - пшеницы, ячменя, винограда, инжира, гранатов, олив и фиников. Церемония принесения бикурим была весьма торжественной, и проходила она при большом стечении народа. Ремесленники Иерусалима прерывали работу, когда мимо проходила процессия людей, несущих бикурим, и вставали ей навстречу. А войдя во двор Храма, паломники отдавали бикурим когенам, читая при этом отрывок из Торы, который говорит об этой заповеди и о событиях, происшедших с народом Израиля, пока он не вступил во владение обещанной ему страной. Это чтение заканчивалось декларацией: "А теперь - вот, я принес первинки урожая земли, которую Ты дал мне, Г-сподь!"

    В Талмуде Шавуот называется, как правило, словом Ацерет. Это название отражает ту идею, что Шавуот является завершением праздника Песах - его восьмым днем, отстоящим от него на семь недель (подобно тому, как Шмини-Ацерет завершает праздник Сукот).

    Последнее, четвертое имя, "Праздник дарования Торы", связано с той же идеей и подчеркивает, что исход из Египта, который мы празднуем в Песах, был не самоцелью, но лишь подготовкой к получению Торы. И в молитвах этого дня мы постоянно именуем этот день: "...этот праздник Шавуот, время дарования нашей Торы". Но почему же день дарования, а не получения Торы? Потому, что дарование Торы произошло в какой-то определенный день, а получение Торы происходит постоянно, каждый день... В Талмуде приводится дискуссия о том, когда произошло дарование Торы - 6-го или 7-го Сивана. Галаха решает этот вопрос в пользу 6-го Сивана, и в этот день мы и отмечаем дарование нам Торы.

    С праздником Вас, здоровья, мира и благополучия Вам и Вашим близким!

Главный раввин С.-Петербурга
Менахем-Мендл Певзнер
Сайт создан в системе uCoz