"Народ мой" №10-11 (374) 31.05.2006 - "Некуда" №5 (82), май 2006

Библейская история

Продолжение. Начало в №№ 8, 9, 11, 12 за 2005 год и в №№ 1-3 за 2006 год

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ МОИСЕЯ

В СПИСКАХ НЕ ЗНАЧИТСЯ

    Следующим народом на пути израильтян были моавитяне. Узнав о разгроме амонитян и васанитян, князь моавитян Валак уже не осмелился отказать Моисею. Но он и не хотел пускать его на свои земли, боялся. Поэтому Валак обратился к кудеснику из Вавилона, человеку по имени Валаам, с просьбой приехать к нему и произнести проклятие на кочевников-израильтян. Валаам сначала согласился. Однако перед отправкой в путь он встретил ангела, посланца Господа Б-га, и тот передал ему пожелание Всевышнего не проклинать израильтян, а, наоборот, благословить их1. Валаам послушал ангела: "Могу ли я проклинать того, кого Б-г не проклял, и гневаться на того, на кого Б-г не гневается?" Валаку же пророк посоветовал сблизиться с Моисеем и заключить с ним союз.

    В этой же легенде Валаам произносит в адрес евреев еще одни вещие слова: "Вот народ, отдельно живет и между народами не числится". Эти слова очень точно отражают наше парадоксальное положение, не соответствующее ни роли евреев в мировой истории, ни их влиянию на мировые процессы. Сказано более 3000 лет назад, а звучит так, будто это произнес наш современник.

    КРАСИВО ЖИТЬ НЕ ЗАПРЕТИШЬ!

    Союз этот оказался непрочным: моавитяне, которые были язычниками и на своих праздниках предавались оргиям, разврату и поклонялись золотому тельцу, сумели соблазнить и увлечь этим многих молодых израильтян. "И ел народ жертвы их и кланялся богам их". Таково было печальное завершение сорокалетнего Моисеева воспитания. Вновь, как и в начале пути у горы Синай, Моисею пришлось призывать левитов и идти на крайние меры. На этот раз, по Библии, было убито еще 24000 грешников2. В пересчете, аналогичном предыдущим, это дает 240 человек, т. е. 4% от общего количества мужчин-воинов. Очень много! И от раза к разу все больше и больше.

    Удивляет тот факт, что практически все толкователи Священного Писания так мало внимания уделяют и все более возрастающей жестокости Моисея, и глубокому разочарованию, которое должен был испытать старый пророк и учитель в связи со столь трагичным и неожиданным финалом своей жизни. Но, к сожалению, финал вполне логичный. История хорошо знает, что в судьбе Моисея отразилась судьба всех выдающихся пророков и духовных лидеров всех времен и народов. Если слова "счастье - это когда тебя понимают" правда, то никто из них никогда не был понят своими современниками (даже если они признавали их заслуги и восхищались ими) и не был счастлив.

    МОИСЕЕВСКИЙ ТЕРРОР

    Однако здесь можно говорить не только о разочаровани пророка, но и о стиле его правления. Представим себе, что за один грех одноразово было казнено 4% всех мужчин сообщества. Для сравнения скажем, что за все годы сталинского режима в СССР было репрессировано около 20-26 млн. человек (мужчин и женщин), что при населении около 140 млн. составляет примерно 19%, т. е. каждый пятый. Но сделано это было, если исключить годы войны, за 16-18 лет. Получается, что сталинские репрессии уносили немногим более 1-1,5% от всего населения страны в год. И мы до сих пор помним эти годы как страшный кошмар. А здесь 4% всех мужчин одноразово! Поэтому я все-таки хочу предположить, что это очень сильная гиперболизация реальных событий (конечно, если такие события реально происходили), но одновременно признать, что, коль скоро такое число названо, ситуация в стане израильтян была ужасной и размах моисеевского террора огромен. Так что, думается, при жизни Моисей (если такой человек существовал) был не только всеобщим кумиром и его не только боготворили и восхищались им, но очень многие его боялись и ненавидели (как у нас Сталина), и бунт Корея, о котором писалось выше, был неслучаен.

    Согласно преданию, на сей раз израильтяне сами остановили этот разгул, и потому Б-г не стал гневаться на них, но велел Моисею отомстить моавитянам за их коварство, что тот и сделал, послав свое войско для расправы над язычниками и разбив их. Там же, кстати, говорится о том, что 32000 моавитских девушек, "не знавших мужеского ложа", было взято в плен результате разгрома моавитян, учиненного Моисеевым войском в наказание за тот соблазн, которому они подвергли израильтян и в результате которого состоялась эта ужасная казнь. Число это тоже надо пересчитать по той же методике3. Тогда мы получим, что 400±80 девушек было взято в плен Моисеевыми воинами. Это еще одна иллюстрация к стилю правления великого пророка. Так что у еврейских комиссаров Гражданской войны было у кого учиться. Но в то же время, если бы они внимательно читали Тору, то знали бы, что ждет в конце пути тех, кто твердой рукой, пусть даже из самых лучших побуждений, но насильно ведет народ к светлому будущему. В конце пути в лучшем случае их ждет непонимание и… моисеевский финал.

    СМЕЛО МЫ В БОЙ ПОЙДЕМ!

    После этого именно в Моаве Моисей вновь заключил Завет с Г-сподом и еще раз заклинал народ не соблазняться языческими верованиями и праздниками. Затем он снова пересчитал свой народ и повел его к моавитской горе Нево, что находится на берегу реки Иордан против ханаанского города Иерихона (примерно 25 км на север от Мертвого моря). К этому времени по Б-жьему предсказанию умерли все те, кому в начале пути было более 20 лет. Все, кроме Моисея и еще двух человек: Иисуса Навина и Халева Иефонина. Они не испугались ханаанцев и готовы были идти в бой еще 38 лет назад. За это Б-г сохранил им жизни, пообещав, что они еще поживут в земле, текущей молоком и медом. А Иисус Навин после Моисея возглавит поход израильтян в Ханаан, в землю, которую Б-г уже давно заповедал потомкам Авраама и Израиля.

    Здесь по решению Б-га, принятому им еще в начале пути, когда Моисей поддержал свой народ, испугавшийся идти войной на Ханаан сразу после исхода, Моисей должен был умереть. Смерть Моисея описывается во Второзаконии, книге, написанной, по-видимому, израильскими жрецами, но уже в Иудее в VII веке до н. э. Возможно, жрецы планировали подкинуть эту книгу иудейскому царю как некое Б-жественное откровение4, поэтому здесь Моисей вновь повторил для народа свои знаменитые десять заповедей, повторил все ветхозаветные религиозно-нравственные законы, дополнил их юридическими законами и даже гигиеническими правилами и предсказал дальнейшую судьбу народа, в том числе его изгнание и последующее возвращение на родную землю5.

    …И УМЕР ТАМ МОИСЕЙ, РАБ ГОСПОДЕНЬ

    После этого старый вождь благословил евреев: "Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею". Затем он передал свои полномочия Иисусу Навину и взошел на моавитскую гору Нево, чтобы увидеть эту землю, текущую молоком и медом, и… принять смерть.

    Отмечая великую заслугу Моисея перед своим народом, Господь позволил Моисею перед смертью взглянуть на землю, текущую молоком и медом. "И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: "семени твоему дам ее"; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь… И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню… И погребен был в земле Моавитской против Беф-Фигоры, и никто не знает места погребения его даже до сего дня… Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась… И не было больше у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу".

    Великий левит умер не от болезней и не от старости, хотя ему и было 120 лет. Никто не видел, как и где он умирал, и никто не знает, где его могила, и существует ли таковая вообще. Мы практически очень мало знаем о первых двух третях его жизни, но знаем, что последние 40 лет он прожил одиноким лидером. О его личной жизни и о судьбе его детей тоже ничего не известно. Перед смертью он в последний раз заступился за своих не очень благодарных братьев по крови и заключил Завет с Господом Б-гом, обещавшим его народу Землю Обетованную. Так нас учит Библия.

    "То, что он не был обожествлен, как Христос, Будда, Конфуций или фараоны, - пишет Й. Телушкин со ссылкой на немецкого философа В. Кауфмана, - это одно из значительных проявлений идеи о Б-ге и человеке в Библии".

Соломон Майзель

1Кстати, с этим эпизодом связана и знаменитая библейская легенда о говорящей ослице, которая увидела ангела раньше, чем Валаам, и не хотела везти его прямо на ангела, за что была им побита.

2Так в народное сознание внедрялось первое монотеистическое учение.

3Только здесь расчет надо делать, учитывая общее библейское число участников исхода - и мужчин и женщин, т. е. 200 0000 человек, и общего количества реальных участников исхода, т. е. 25000±5000человек. Тогда мы получим 32000*(25000±5000)/2000000=400±80 девушек.

4Что они и сделали, и Иосия им поверил.

5Кстати, Эзра, когда описывал Моисеевы предсказания, все это уже знал, так что и его слушатели, и его читатели из этих предсказаний ничего нового для себя не открыли.

Сайт создан в системе uCoz