"Народ мой" №12 (376) 30.06.2006

Заметки провинциала

     Моя бабушка была очень религиозным человеком. Я же в конце 50-ых годов учился в советской школе, где и физика, и математика, и химия, и другие науки были только советскими. Не говоря уже о том, как настойчиво внедрялись в наше сознание атеистические идеи. Так как отец и мать почти все время были заняты на работе, то, в основном, моим воспитанием занимались улица и бабушка. Я напоминал ей любимого младшего сына Абрама, который еще до войны стал профессиональным военным и пропал без вести, а, вернее, погиб на пограничной заставе под Белостоком в первый же день войны. На этом фоне между мною и ней происходили разговоры примерно следующего содержания:

     - Бабушка, ты веришь в Б-га?

     - Да, конечно.

     - А разве есть Б-г?

     - Конечно, есть.

     - Если он есть, то как же он допустил, чтобы погибло ни за что, ни про что столько евреев?

     Тут она заминалась надолго, а иногда обращалась за советом, что ей ответить, к такому же религиозному, как она, человеку, который приходил к ней и с которым они вместе молились. Звали его Сеил Шур. Они долго советовались, что ответить, а содержание их бесед было совершенно понятным мне, хотя и велось на идише. Но ведь вопрос-то был непростым. Наконец-то, на заданный мною в очередной раз вопрос следовал ответ: "Уж очень много грехов накопилось у евреев, и поэтому Б-г не всем помог избежать гибели". Но тут язвительно следовало ещё пару вопросов: "А за что же тогда погибли безгрешные младенцы?" И опять следовал "совет в Филях" с Сеилом Шуром, сопровождавшийся охами и ахами, попытками найти объяснение в религиозных книгах, но вразумительного ответа не было. Но ещё больший удар следовал с моей стороны, когда я спрашивал у бабушки: "А как же Б-г допустил, чтобы погиб твой любимый сын?" Она начинала плакать и, будучи небольшого роста, ещё больше горбилась. Я же начинал понимать, что для житейски мудрой, но всё-таки малограмотной женщины, подобные вопросы не только сложны, но необыкновенно больны, и тогда я гладил её по рукам и говорил: "Не обижайся, баба". Она же гладила меня по голове и тихонько вытирала слезы.

     Прошло немало лет, и нет давным-давно в живых моей дорогой бабушки, как нет и Сеила Шура. И нет никакой еврейской религиозной жизни, и угасают вообще остатки еврейской жизни, о мнимом возрождении которой в СНГ любят писать некоторые деятели, немало, по-видимому, получающие вливаний из западных еврейских источников. Как и до сих пор не существует нормальных корректных ответов на мои "детские" вопросы бабушке.

Марк Кривичкин
г. Городок, Витебская область
Сайт создан в системе uCoz